Что такое псалтирь и зачем ее нужно читать. Как читать псалтирь

Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго
Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.
автором псалмов, по крайней мере, большинства из них, считается Давид - идеальный, как его называли, царь Израиля, воин и псалмопевец.
Эта замечательная личность ветхозаветной истории (1005-965 годы до н.э.) настолько противоречива, что сказать о нем: сочинял псалмы и исполнял их под собственный аккомпанемент на музыкальном инструменте псалтирионе, - ничего не сказать.
Поэтому сначала поговорим о самих псалмах, собранных в Псалтирь. Всего псалмов сто пятьдесят, их условно можно подразделить на молитвы, хвалы, песни и учения. Многие композиторы и поэты, с древних времен, перелагали их на музыку и стихи, а народ строил на них свои поговорки и творчество. Псалмы исполняли не только в церкви во время богослужения или дома, в качестве молитв, но даже перед боем и во время передвижения строем!
Считается, что эти удивительные произведения могут не только поднять дух человека, укрепить его сердце, окрылить душу, но и даже повлиять на судьбу, разрешить неразрешимое, дать совет в самый трудный час, в самом трудном деле. То есть, они связуют человека с Господом, дают ему такую великую возможность - обратиться к самому Богу и быть услышанным им, получить помощь или возблагодарить Отца Небесного. Чтение Псалтыри удивительным образом успокаивает человека, занимает его болезненно напряженный ум молитвой, позволяет отвлечься от тревожных, панических, тягостных дум и соединяет с Господом, который Один знает, как разрешить наши проблемы и трудности. По прочтении нескольких кафизм или Псалтири полностью полагается читать специальные молитвы. Отцы и подвижники Церкви призывают верующих читать псалмы ежедневно дома, получая духовную пользу.Советы начинающим:
1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.
2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех.
4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».
5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.
6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов

Блаженная Пелагея Рязанскя о чтении Псалтири:

15 псалом — для того, чтобы всегда видеть Господа.

19 псалом — для подготовки к пришествию антихриста.

20 псалом — чтобы вразумить лукавого человека.

21 псалом — для получения прощения тяжких грехов (18—20 мытарства).

26 псалом — чтобы устоять и в брани духовной и на войне; от чародейства и при любых искушениях. («Кто будет читать его три раза в день — того Господь проведет по воде, яко по суху!»)

29 псалом — при боязни пострадать за Господа.

33 псалом — во избежание жажды в пище и питии.

39 псалом — чтобы исполнить волю Божию и иметь готовность к самопожертвованию.

43 псалом — чтобы в доме пребывала благодать Божия.

44 псалом — для того, чтобы всегда видеть Божию Матерь.

45 псалом — чтобы быть непобедимым. Это гимн победы над врагом.

49 псалом — чтобы не поколебаться и не изменить Господу (почаще читать духовенству — от высокомерия).

63 псалом — чтобы не принять печать антихриста. Ещё читать молитву, находящуюся в конце первой кафизмы Псалтири: «Владыко Вседержителю, Непостижиме, начало света и преумная сило...»

69 псалом — для достойного отражения нападок врагов.

78 псалом — для избавления христиан от мучений и смерти.

83 псалом — чтобы наследовать Царство Небесное

90 псалом — чтобы иметь от Спасителя власть побеждать зло.

139 псалом — для того, чтобы иметь молитву и работу (или пенсию).

141 псалом — чтобы быть готовым к гонениям.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:18-19).

Наименование этой священной книги в славянскую и русскую Библию перешло из Септуагинты (Псалтирион ). Слово Псалтирь произошло от греческого названия струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов - песней в честь Господа. У евреев собрание псалмов называлось Sefer tehillim (Книга хвалений). Было и другое название - Sefer tefillot (Книга молитв).

Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского: «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Также святитель Афанасий Великий пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? - в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Послание к Маркеллу ). Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом : «Псалом - тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом - посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ - любовь, - изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом - убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен.
Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих - приращение ве дения, для совершенных - утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть первого псалма ).

Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф.26:30).

Важнейшей особенностью празднования Пасхи было пение халлел, что значит: хвалите Бога ! Они состояли из хвалебных псалмов с 112 по 117. В конце пели великий халлел - 135-й псалом.

Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол.3:16).

Надейся на Господа всем сердцем твоим,
и не полагайся на разум твой.
Псалтирь, псалом 3, 5

Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Псалтырь состоит из ста пятидесяти обращенных к Богу молитвенных песнопений. В древности большая часть этих песнопений исполнялась в храме под аккомпанемент струнного инструмента наподобие арфы. Он назывался псалтирь. От него эти песнопения получили название псалмов. Самый знаменитый автор этих молитв царь Давид. Ему принадлежит большинство псалмов, поэтому собрание их называют еще Псалтирью Давида.

Все книги, вошедшие в канон Священного Писания Ветхого Завета, почитаются как богодухновенные, то есть написанные благочестивыми мужами под руководством Святого Духа и полезны для чтения. Но книга псалмов достойна особого почитания, ибо она, по словам святителя Афанасия Великого «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания». Она чудесно соединяет в себе и учение о благочестивой жизни, и напоминания закона, данного Богом, и историю народа Божьего, и пророчества о Мессии и его Царстве, и таинственные указания на Троичность Бога, тайна бытия Которого была до времени сокрыта от ветхозаветного человека.

Псалмы, пророчествующие об обещанном Спасителе, поражают точностью и ясностью своих откровений. «…Пронзили руки мои и ноги мои…Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» - звучит в псалме, написанном за тысячу лет до Крестной смерти Христа. «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» - читаем мы в Евангелии.

Но самое главное и самое ценное, что в ней описаны и изображены движения человеческой души, рвущейся к Богу. Оковы греха, словно камень, тянут ко дну человека, во мрак ада, но он, превозмогая эту тяжесть, устремляется к горним вершинам, навстречу божественному свету.

Дух Святой устами авторов псалмов сказал все, что переживает наше сердце в разные моменты жизни, сказал так, как не могли бы сказать мы. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», - говорит святитель Афанасий.

Псалтырь можно уподобить зеркалу, в котором человек познает самого себя, познает движения души своей. Псалмы, судя по тому, чем страдает душа человека, учат его, как должно действовать, чтобы уврачевать свою немощь.

Тот, кто уповает на Бога и живет, соблюдая Его заповеди, пребудет во веки, обретет спасение и блаженство уже в земной жизни. Это одно из важнейших духовных завещаний Псалтыри, которое помогает человеку пережить самые тяжелые минуты своей жизни.

Не удивительно, что любимой книгой древних христиан была Псалтырь. Они сопровождали всю свою жизнь псалмопением, воодушевляя себя этим на подвиги благочестия. Псалом был на устах и у идущего на смерть мученика, и у удалившегося от мира пустынника. Да и в повседневной жизни христиане не оставляли Псалтыри. «Земледелец, - пишет блаженный Иероним, идя за плугом поет «Аллилуйя»; покрытый потом жнец поет псалмы, и виноградарь, срезая кривым ножом виноградные ветви, поет из Давида».

В древней Церкви существовал обычай заучивать все псалмы наизусть, так любили и почитали эту книгу. Уже во времена апостольские Псалтырь получила особенно широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы.

Как уже было сказано, в древности, в ветхозаветной Церкви во время богослужения и молитвы использовались музыкальные инструменты: ударные – кимвалы, духовые – трубы и струнные – псалтирь. Но в Православной Церкви инструментальной музыки нет, не слышен голос рукотворных инструментов. В православном храме звучит только голос человека – этого Боготворного инструмента, обновленного Духом Святым и приносящего Богу «песнь новую». Его голосовые связки – самые приятные струны для Божьего слуха, его язык – самый лучший кимвал. Когда человек поет или читает псалмы, то он становится таинственной арфой, к струнам которой прикасаются искусные персты Святого Духа. И этот человек может вместе с царем Давидом воскликнуть Богу: «сколь сладки гортани моей словеса Твоя. Паче меда устам моим.»

"Закон Божий"
протоиерея Серафима Слободского

Святитель Василий Великий «Псалом - это тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом - посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ - любовь».

История составления и поэзия Псалтири

Псалтирион , по-гречески, - струнный музыкальный инструмент, в сопровождении которого в глубокой древности пелись обращенные к Богу молитвенные песнопения, получившие отсюда название псалмов, а сборник их стал называться Псалтирью. В одну книгу псалмы были объединены в V веке до Рождества Христова. Эта книга в ее еврейском оригинале представляет собой собрание гимнов религиозно-лирического содержания и настроения, которые исполнялись при богослужении в древнем Иерусалимском храме в эпоху государственной самостоятельности Иудейского царства. Поэтому они получили необыкновенно широкое распространение как в дохристианскую эпоху, так и особенно во время раннего христианства.

Псалтирь была переведена на славянский язык с греческого в первоначальный период развития письменности на Руси святыми Кириллом и Мефодием - ведь без ее текста невозможно было совершать ни одной церковной службы. Поскольку еще в раннехристианскую эпоху Псалтирь удовлетворяла различным потребностям, существовали редакции этой книги, зависящие от ее практического назначения. Так возникли основные типы псалтирных текстов: Псалтирь следованная (или "с восследованием"), применявшаяся при церковном служении, и Псалтирь толковая (с толкованиями текста, составленными Афанасием Александрийским, Феодоритом Киррским и другими раннехристианскими авторами). В первой половине XVI в. в Москве был сделан новый перевод с греческого языка толковой Псалтири Максимом Греком (Триволисом).

Тексты 150 псалмов, составляющих Псалтирь, были переведены с еврейского языка на греческий вместе с другими частями Септуагинты (перевод книг Ветхого Завета семьюдесятью толковниками). К ним был прибавлен дополнительно 151-й псалом, раскрывающий жизнь Давида, царя и поэта, именем которого надписана значительная часть псалмов. Несмотря на то, что они известны под именем Давидовых, нет указаний на то, что все они принадлежат царю и пророку. Святитель Афанасий Великий считает, что в надписаниях показывается, кому принадлежит какой-либо псалом. Давидом были избраны четыре начальника певцов и двести восемьдесят восемь служащих им. Поэтому, как видно из надписаний, встречаются псалмы этих четырех начальников. Таким образом, когда сказано: псалом сыном Кореовым, Эфаму, Асафу и Эману; это значит, что они и воспевают псалом. Когда сказано: псалом Асафов или Идифумов, тогда показывается, что псалом этот изречен самим Асафом или Идифумом. Если говорится: псалом Давидов, показывается, что произнесший был сам Давид. Когда же сказано: псалом Давиду, это значит, что другими изрекается о Давиде.

В Псалтири из 150 псалмов часть относится к Спасителю - Господу Иисусу Христу; они важны в сотериологическом плане (сотериология - учение о спасении человека от греха). Эти псалмы называются мессианскими (Мессия, с еврейского, значит - Спаситель). Различают псалмы мессианские в прямом и в прообразовательном смысле. Первые говорят о грядущем Мессии - Господе Иисусе Христе. Вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета (царь и пророк Давид, царь Соломон и др.), прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь.

Уже в раннехристианскую эпоху греческий перевод Псалтири лег в основу христианской литургии и гимнологии. В составе так называемых "вседневных" служб (полунощницы, утрени, часов, вечерни и повечерия) используется около 50 отдельных псалмов. В современном богослужебном Уставе Православной Церкви принято деление Псалтири для удобства при употреблении ее за богослужением и в домашнем (келейном) правиле на 20 разделов - кафизм (кафисм), от греч. «кафизо» - «сижу», каждая из которых делится на три «Славы», или статии.

В древней Церкви за богослужениями, особенно на утрени, после псалмов, которые пелись стоя, полагались перерывы для духовных размышлений о пропетых псалмах. Во время этих размышлений сидели. Из таких размышлений возникли песнопения, именуемые «седальнами». Впоследствии стали сидеть и во время чтения псалмов, а название «кафизма» (то есть «седален», «седальный») перенесли и на псалмы. В славянском Уставе слово «кафизма» оставлено для разделов Псалтири, а богослужебные песнопения названы славянским словом «седальны».

В храме псалмы читаются ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. Полностью Псалтирь прочитывается в течение каждой недели, то есть седмицы, а Великим постом - дважды в течение седмицы.

Домашнее молитвенное правило находится в глубокой молитвенной связи с богослужением храмовым: утренняя келейная молитва, начиная новый день, предваряет богослужение и внутренне готовит к нему верующего, вечерняя, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу. Если верующий не был в храме за богослужением, он может включить в свое домашнее правило псалмы. Число псалмов при этом может быть различным - в зависимости от намерений и возможностей верующего. В любом случае отцы и подвижники церкви предлагают верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца. Чтение Псалтири приносит великое утешение, ибо это чтение приемлется как умилостивительная жертва во очищение грехов как читаемых, так и поминаемых. Как пишет святитель Василий Великий,- «Псалтирь... за весь мир Бога молит».

Во многих местах есть обычай просить священнослужителей в монастырях, храмах почитать Псалтирь за усопших или о здравии, что соединяется с подачей милостыни. Но, как пишет святитель Афанасий (Сахаров), гораздо полезнее, если мы будем читать Псалтирь сами, показывая, что лично хотим потрудиться, не заменяя себя в этом труде другими. Подвиг чтения Псалтири будет жертвой Богу не только за поминаемых, но и за самих, приносящих ее, трудящихся в чтении. Читающие Псалтирь получают от слова Божия и великое утешение, и великое назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело, и сами чаще всего не присутствуя даже при нем.

Чтения Псалтири прихожанами

Псалтирь - это обращение человека к Богу. Она называется «Книгой Хвалений» или «Книгой Молитв». Поэтому соборное чтение Псалтири с общим поминовением - это молитвенное правило на каждый день поста. Существует традиция соборного (храмового) чтения Псалтири, обычно во время поста. Число читающих Псалтирь равно числу кафизм Псалтири, и при этом ими за один день прочитывается полностью вся Псалтирь, а за время поста каждым читающим Псалтирь полностью прочитывается 1 или 2 раза. По каждой славе молящиеся поминают друг друга, а также родных и близких друг друга, духовенство - наставников и служителей храма.

Такое соборное чтение псалтири объединяет и сплачивает людей, укрепляет духовно, служит и утешением в скорбях. «Яко Псалмы молят о грядущих, воздыхают о настоящих, каются о минувших, радуются о благих делах, радость Небесного Царствия вспоминают» (Августин Учитель).

Духовная польза чтения Псалтири

Ни одно молитвословие не может сравниться с Псалтирью из-за ее всеобъемлющего характера. Греческий философ и монах Евфимий Зигабен называет Псалтирь «...общедоступной лечебницей, где излечивается всякая болезнь. Причем удивительно то, что ее слова приличествуют всем людям - особенность, свойственная одной этой книге, которая представляет собой изобилие всякого созерцания и правил жизни, общественную сокровищницу наставлений, содержащую в себе при этом только то, что полезно.

Чтение псалмов - это собеседование с Богом, назидание души и поддерживание ненарушимой памяти божественных слов. Для начинающих учение - это самое первое и основное наставление, для успевающих в учении - приращение познаний, для оканчивающих - утверждение в приобретенных познаниях. Псалом - это неодолимый щит, самое лучшее украшение для начальников и находящихся под начальством, для воинов и для людей вовсе незнакомых с военным искусством, для образованных и необразованных, для отшельников и для людей, принимающих участие в делах государственных, для священников и мирян, для живущих на суше и островитян, для земледельцев и мореплавателей, для ремесленников и для не знающих вовсе никакого ремесла, для мужчин и женщин, для старцев и юношей, для людей всякого происхождения, возраста, положения в свете, для людей всякой профессии.

Псалом для человека - это совершенно то же, что веяние воздуха, или разлитие света, или употребление огня и воды, или вообще что-нибудь такое, что всем и необходимо и полезно. В высшей степени удивительно то, что работающие, не отвлекаясь пением псалмов от своей работы, облегчают этим ее трудность».

«Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом по плоти, есть угроза суда Божия. Здесь внушается надежда воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны». Все это сказал святитель Василий Великий ни о чем ином, как о великой, неистощимой и всеобщей сокровищнице - Псалтири.

») – книга, входящая в состав Библии. В свою очередь, она содержит в себе 150 в еврейской версии и 151 в славянской и греческой песнь. Эти молитвенные песни носят название псалмов. Иногда псалтирь так и называют: псалмы.

Псалтирь берет свое название от греческого «псалтирион», название струнного музыкального инструмента. Именно этот инструмент сопровождал пение псалмов пророком Давидом во время ветхозаветного богослужения. Авторами этих священных песен, как можно судить по надписям в книге, являлись преимущественно Моисей, Соломон, Давид и другие. Но, так как 73 псалма подписаны именем царя Давида и остальные, неподписанные, видимо, так же его творение, Псалтирь так и называют: Псалтирь царя Давида.

Все псалмы имеют форму молитвенного обращения человека к Богу, но не все несут одинаковую смысловую нагрузку. Так, одни из них являются хвалебными, другие – учительными, третьи – благодарственными, четвертые – покаянными. Некоторые из псалмов имеют предсказательный характер (их около двадцати), они рассказывают, в частности, о жизни Иисуса Христа и о его Церкви.

Богослужение

При богослужении, как это было и во времена ветхозаветной церкви, в православной церкви Псалтирь – главная книга. Причем при разных видах богослужения используют свои псалмы, подходящие именно для . Некоторые из них читаются целиком, а некоторые – частями. Согласно Уставу, в течение (церковное название недели) должна быть прочитана вся Псалтирь, а во время Великого Поста эта священная книга должна быть прочтена дважды за седмицу.

В церковной традиции Псалтирь разбивается на 20 кафизмов, или частей, в перерыве между которыми дозволяется сидеть. В это время в древней церкви осуществлялось объяснение прочтенных псалмов.

Псалмопение

Пение псалмов имеет огромное значение в древней традиции духовной практики, являющейся основой православного аскетизма. Занятие псалмопением является одной из трех главных частей в деле исихазма. Другие две – это ослабление страстей и терпение в молитве. Псалмопение как раз является неотъемлемой частью и условием очищения от страстей. При помощи пения псалмов верующий может найти путь к спасению. Они пропитаны святостью и гласом Святого Духа.

Псалтирь дает человеку правильное направление деятельности и является, по сути, жизненным законом для верующего. Именно поэтому псалмопение помогает найти дорогу к Богу, а , и дорогу к себе.

Для верующего православного человека память об усопших заключается в молитвенном поминовении почивших сродников и близких. Существуют определенные заупокойные молитвословия, особое место среди которых занимает чтение псалтыри по усопшим.

Псалтырь - книга, входящая в корпус Священного Писания Ветхого Завета. В ней находятся 150 псалмов (отсюда и соответственное название), являющихся молитвословиями Господу. Автором считают царя Давида, однако некоторые молитвословия были составлены и другими правителями древнего Израиля.


Псалтырь получила широкое распространение для употребления еще в апостольские времена. На Руси издревле эта ветхозаветная книга использовалась в качестве молитвословий как на богослужении, так и в домашней молитве. В настоящее время богослужения Церкви так же включают в себя молитвословия из псалтыри.


В православной культуре существует благочестивая традиция совершать чтение псалтыри , в память о них. Вся ветхозаветная книга делится на двадцать кафисм, полное ее прочтение может занять до пяти часов времени, поэтому молитва об умершем при помощи этой книги являет собой особый труд живых людей в память об усопшем. Чтение псалтыри совершается как по мирянам, так и по диаконам и монахам. Осуществлять чтение может любой благочестивый христианин.


Принято вычитывать перед погребением умершего. Желательно, чтобы молитвословия длились непрерывно, однако за неимением таковой возможности можно читать хотя бы по несколько кафисм в день или же сменять чтецов. В молитвословии псалтыри прослеживается надежда человека на милосердие Божие, священные тексты утешают близких и родственников умершего человека.


Псалтырь можно читать на протяжении сорока дней после смерти, особое внимание при этом уделяется дням поминовений: девятому и сороковому. Кроме того, псалтырь по усопшим можно читать на годовщины смерти или же в любой другой день, ведь молитвословия ко Господу о прощении грехов умерших могут возносится христианином в любое время.


Порядок по усопшим прост. В молитвословах перед чтением псалтыри положены специальные предначинательные молитвы, после которых читается "Приидите поклонимся" и текст кафисмы. Все кафисмы делятся на три "Славы". Особенностью чтения псалтыри по усопшим является добавление специальной заупокойной молитвы на каждом "славнике". Таким образом, когда в тексте кафисмы чтец видит надписание "Слава", нужно читать следующим образом:



После этого продолжается чтение псалмов из кафисмы. Существует практика по которой после заупокойной молитвы произносится богородичное молитвословие "Богородице Дево, радуйся". На последней третьей "Славе" произносится только "Слава" "И ныне", троекратное "Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия слава Тебе, Боже" и молитва об усопшем. После этого читается трисвятое по Отче наш, специальные тропари, написаныые по окончании кафисмы, а также определенная молитва.


Начало каждой новой кафисмы вновь сопровождается чтением "Приидите поклонимся":



По окончании чтения псалтыри или нескольких кафисм положены специальные молитвы, публикуемые в молитвослове "по прочтении Псалтыри или нескольких кафисм".


Стоит особо отметить, что если у человека нет возможности вычитывать псалтырь по усопшим полностью, следует потрудится хотя бы в чтении 17-й кафисмы, так как именно эта часть псалтыри читается на заупокойном богослужении (употребляется во время молитвословия поминовения усопших).


Положение молящегося при чтении псалтыри должно быть стоячим. Остальные люди во время молитвословия могут сидеть, если испытывают физическую немощь.


Если псалтырь читается перед гробом умершего, то чтец стоит перед ногами покойного. При чтении псалтыри принято возжигать свечи или лампаду перед иконами. Во время чтения псалтыри необходимо полностью сосредоточиться на молитве и обращаться ко Господу со смирением, благоговением и благочестивым вниманием к священным текстам.

Видео по теме

Среди всех религиозных христианских книг особое место занимает псалтырь. Он представляет собой сборник молитв для ежедневного чтения всеми верующими православными христианами.

Особенность этой книги заключается в том, что в отличие от всех других религиозных текстов, которые верующий человек должен читать стоя, псалтырь можно читать и сидя.

Что такое псалтырь?

Так что же такое псалтырь: что это такое простыми словами? Простыми словами псалтырь – это сборник молитв на все случаи жизни. Здесь имеются молитвы за здравие, за упокой и обычные молитвы, предназначенные для ежедневного чтения.

У этой книги есть и другие особенности, благодаря которым она получила широчайшую популярность ещё в ту пору, когда христианство только, только пришло на Русь.

Среди этих особенностей необходимо отметить следующие:

  1. Выдающаяся божественная сила этих текстов. Благодаря ей, священники имеют возможность в церковных службах просить у бога прощения за грехи своей паствы;
  2. Молитва священника, во время чтения псалтыри имеет огромную силу, ограждающую людей от нечистой силы и искушений. Чтение псалтыри в церквях осуществляется не только священником, но и многими другими служителями храма по очереди;
  3. Псалтырные молитвы читаются за здравие живущих, для помощи им в делах и способствуют упокоению душ умерших людей. Такие службы считаются особой милостью, и далеко не каждый монастырь удостаивается права их проводить;
  4. Псалтырные молитвы приносят огромную пользу, как тем живым и умершим людям, для которых они заказаны, так и тем священникам и мирянам, которые их читают.

Как правильно читать псалтырь дома о здравии и за упокой

Псалтырь можно читать и дома, однако при этом необходимо соблюдать чёткие каноны установленные для чтения этих текстов. Любое отступление от них является неуважением к Богу и самому себе. Существует православный обычай совместного, поочерёдного чтения этих текстов:

  1. Договорившись о совместном чтении псалтыри, православные христиане могут распределить между собой все её тексты и читать их по очереди. Однако каждый православный, читая свой тест, должен обязательно упомянуть имена всех участников совместного чтения; На следующий день, человек читает вторую молитву.
  2. Нет ничего страшного в том, что человеку по каким-то причинам придётся пропустить чтение, он может наверстать упущенное на следующий день, прочитав сразу две молитвы. Однако наверстать упущенное на другой день нужно в обязательном порядке, иначе могут пострадать все члены группы;
  3. Такое совместное чтение молитв производится или перед великим постом. В этот период каждый текст будет прочитан не менее сорока раз.

Чтение псалтири в одиночку

Впрочем, было бы неправильно считать, что псалтырь нельзя читать в одиночку, очень даже можно. Однако прочитать все молитвы в течение одного дня будет трудно, поэтому для того чтобы добиться успеха, нужно будет напрячь волю, проявить максимум терпения и придерживаться следующих правил:

  • запастись восковыми свечками в достаточном количестве на весь период чтения;
  • молитвы следует читать только вслух или, по крайней мере, шёпотом;
  • слова в молитвах следует произносить без ошибок, правильно расставляя ударения, любая ошибка может исказить значение слова, а это в молитве недопустимо, поскольку любая, даже самая незначительная ошибка при чтении молитв считается грехом;
  • стоять при чтении псалтири необязательно.

Слова молитвы должны произноситься монотонно, без эмоциональной окраски. Желательно, чтобы слова молитвы в процессе её чтения произносились на распев. Вникать в смысл произносимых слов не нужно: молитву следует понимать не мозгом, а сердцем.

Псалтырь по усопшим

Особые правила предусматривает чтение молитв, предназначенных для поминания покойных. В отличие от обычного чтения псалтыри, которое может производиться и сидя, заупокойные молитвы на похоронах читаются только стоя и до того как он будет похоронен. После похорон, из каждого текста читается по одной кафизе.

Молитвы над телом усопшего читаются в течение нескольких дней, до самой панихиды, и читать их могут только родственники усопшего.

Они читают молитвы по очереди, сменяя друг друга. Родственники, которые не имеют возможности прибыть на похороны, могут читать псалтырь и дома.



Поделиться