Что такое индивидуальный учебный план в школе. Обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП). Кто может рассчитывать на обучение по индивидуальному плану в школе

Учебный план старшей ступени обучения предназначен для обеспечения профилизации и специализации учащихся. Учебный план предусматривает глубокое овладение выбранными учебными предметами и завершение базовой подготовки учащихся по непрофилирующим направлениям.

В основе подхода, принятого при разработке учебного плана старшей ступени, лежит выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов:

  • курсы базового уровня;
  • профильные курсы;
  • элективные курсы (спецкурсы или курсы углубленного изучения).

Базовые курсы предназначены для завершения базового образования учащихся по непрофилирующим предметам или областям, они могут быть интегративными.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в выбранной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального). Профильным курсом может быть и традиционный курс углубленного изучения предмета.

Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе элективных курсов .

Фиксация перечня, объема и основного содержания профильных учебных курсов на основе стандартов профильного обучения позволяет создать равные стартовые условия для всех учащихся, обеспечить единство требований ко всем выпускникам старшей ступени обучения, обеспечить преемственность и согласованность образовательных программ общего и профессионального образования.

Наиболее перспективным является подход к организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. Каждый ученик самостоятельно строит свой учебный план, выбирая предметы из числа предлагаемых школой.

Общеобразовательное учреждение вводит в свой учебный план выбранные учащимися предметы (при условии, что их выбрали не менее 25 учащихся по базовым курсам, и не менее 13 учащихся по профильным и элективным курсам). Обучение ведется в группах переменного состава.

При этом учащиеся обязаны освоить профилированные курсы по двум-трем выбранным образовательным областям, а также курсы базового уровня по остальным областям. Выбор профильных предметов должен соотноситься с тем набором экзаменов, который будет сдавать выпускник школы.

Организация многопрофильного обучения - сложная задача, требующая соблюдения определенных принципов и поэтапной реализации. В первую очередь необходимо, чтобы подготовка учащихся к осознанному выбору профиля велась в процессе всего обучения в основной школе . Правильному выбору ребенка способствуют проведение всех занятий на основе дифференциации требований к уровню освоения предмета, организация кратковременных (объемом 34 часа) факультативных курсов, реализация широкой программы внешкольной деятельности (кружки, олимпиады, системы дополнительного образования и т. п.), а также организация диагностических и консультативных мероприятий, направленных на самопознание школьников, выявление мотивов выбора и реальных образовательных потребностей.

Важнейшим этапом в организации профильного обучения является момент непосредственного вы бора , составления старшеклассником проекта собственного индивидуального плана.

Проведение этого этапа требует большой подготовительной работы педагогического коллектива школы, который должен решить следующие задачи:

  • составить перечень востребованных курсов по каждой образовательной области и по каждому учебному предмету;
  • уточнить содержание курсов, основываясь на потребностях детей и имеющемся учебно-методическом обеспечении;
  • разработать рекомендации по составлению индивидуального плана, подготовить памятку для выпускника основной школы, бланки с перечнем предметов и уровнем их изучения, которые будут заполняться учащимися;
  • разъяснить учащимся и их родителям особенности организации учебного процесса, провести индивидуальную работу с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;
  • освоить новые принципы организации учащихся в группы переменного состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету;
  • освоить технологию составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности проработать вопрос о замене «классного журнала» на «журнал учителя».

Следующим этапом становится согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана многопрофильной школы на текущий учебный год.

Отметим, что для реализации модели многопрофильного обучения должно быть набрано не менее трех условных «класс-комплектов». При этом, чем больше учащихся пришло в старшую школу, тем больше открывается возможностей для выбора предметов.

Составление расписания учебных занятий по индивидуальным учебным планам начинается с определения границ предложения и спроса.

На основе Базисного учебного плана составляется бланк индивидуального учебного плана учащегося (табл. 1), который целесообразно предлагать для заполнения будущим десятиклассникам, начиная с середины 9 класса.

Индивидуальный учебный план может составлять от 30 до 36 часов в неделю. В соответствии с действующим федеральным учебным планом (2004 год) в индивидуальном плане в обязательном порядке должны присутствовать русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, алгебра и геометрия, интегрированный курс естествознания или три отдельных предмета (физика, химия и биология), физкультура и ОБЖ, а также хотя бы один из следующих предметов: информатика и ИКТ, география, экономика, МХК, технология, элективный курс.

Следующий этап связан с ориентацией в общем количестве групп, которые предстоит организовать на старшей ступени. После заполнения каждым учащимся своего индивидуального плана составляется сводная таблица «Предметы по выбору» (табл. 2).

Заполнение таблицы «Предметы по выбору» позволяет выявить проблемы, возникающие при комплектовании групп (в нашем примере это численность трех групп по истории и обществоведению), и определить предмет дальнейших собеседований с учащимися 9 классов и их родителями.

После того как выбор учащихся в основном сформирован, целесообразно зафиксировать в единой таблице индивидуальные учебные планы всех учащихся (табл. 3).

Затем можно приступать к распределению нагрузки учителей по учебным группам. Один учитель может вести несколько групп параллели. В идеале, если учитель ведет уроки в 10 классах, то в этот год он не должен работать в параллели 11 классов. Конечно, это возможно только при наличии достаточного количества педагогов. Но чем больше педагогов будет разведено по параллелям, тем легче составлять расписание.

Следующий этап работы связан с составлением и заполнением так называемых учебных комплексов , под которыми понимают совокупность учебных групп.

Учебный комплекс будет пол ным , если входящими в его состав группами охватываются все учащиеся параллели. Составить полный учебный комплекс - это занять на данном уроке теми или иными предметами всех детей в параллели.

В приводимом примере таблицы «Предметы по выбору» (табл. 2) для изучения русского языка и литературы достаточно открыть пять групп, и если в школе есть пять учителей русского языка и литературы, то учебный комплекс, составленный из всех пяти групп по русскому языку и литературе будет полным (все дети заняты на данном уроке изучением русского языка).

Неполным учебным комплексом будет являться такой, в состав которого входят группы, списочный состав которых не охватывает всех учащихся. Это значит, что при использовании неполного учебного комплекса не все учащиеся заняты на данном уроке.

Использование полных и неполных учебных комплексов при составлении расписания означает, что часть детей приходит к 1-му уроку, еще часть добавляется ко 2-му уроку, а к 3-му уроку приходят все учащиеся параллели. Окончание учебного дня тоже происходит не одновременно. Время начала занятий зависит от того, сколько полных учебных комплексов удастся составить. Чем их будет больше, тем больше будет возможностей начинать учебный день с 1-го урока для всей параллели.

Идея составления учебных комплексов может быть проиллюстрирована с помощью таблицы 4. Каждая ячейка таблицы отражает один из уроков в данный день недели. Поскольку аудиторная учебная нагрузка учащихся может колебаться в пределах от 30 до 36 часов в неделю, 30 уроков должно быть занято всеми учащимися. Соответствующие этим ячейкам уроки должны быть заполнены полными комплексами. В таблице эти ячейки показаны светло - серым цветом . Заполнение расписания следует начинать именно с этих ячеек. Еще 6 уроков (темно - серые ячейки ) могут быть заполнены неполными учебными комплексами, охватывающими детей, чья нагруз­ка составляет от 31 до 36 часов в неделю. Синим цветом показаны резервные уроки. Они нужны в случае, если из-за нетрадиционных выборов детей не удастся составить нужное количество полных учебных комплексов.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ

В учебный комплекс каждый данный учитель может входить только один раз.

Сначала стараемся собрать в комплекс предметы с большим количеством часов в неделю (табл. 5). Этот комплекс охватывает 112 человек (13 + 25 + 25+10+12 + 27 = 112).

Если теперь в этот комплекс добавить еще одну какую-либо группу из 13 оставшихся детей, то нам удастся составить полный учебный комплекс, в котором заняты все 125 учащихся параллели. Предмет может быть любым, главное, чтобы учитель, который его ведет, еще не был задействован в данном комплексе. Лучше всего если это будет предмет, рассчитанный на 3 и более часа в неделю, например, иностранный язык. Тогда этот комплекс можно использовать 3 раза (заполнить им три светлосерые ячейки таблицы), так как наименьшее количество часов в задействованных предметах составляет 3 часа. Назовем составленный так комплекс учебным комплексом №1 и заполним им таблицу пока в произвольном порядке (табл. 6).

Полным может оказаться комплекс № 2, охватывающий следующие предметы и группы:

  • 6-часовой курс русского языка и литературы - 25 чел., группа РЯЛ61;
  • 6-часовой курс математики - 25 чел., группа МА62;
  • 6-часовой курс математики - 25 чел., группа МА63;
  • 5-часовой курс иностранного языка - 12 чел., группа ИЯ51;
  • 5-часовой курс физики - 25 чел., группа Ф51;
  • 5-часовой курс иностранно­го языка-13 чел., группа ИЯ52.

Этим полным учебным комп­лексом № 2 можно заполнить еще 5 ячеек таблицы.

Аналогично заполняются и другие ячейки таблицы. Необходимо только тщательно следить за тем, чтобы в состав групп, образующих комплекс, не входили учителя и дети, уже задействованные в нем на том или ином предмете. Целесообразно выполнять эту работу на компьютере в редакторе Excel. Чем больше полных учебных комплексов удастся составить, тем лучше. Обычно на параллель из 100 учащихся можно получить от 13 до 18 полных учебных комплексов.

Неполные учебные комплексы необходимо составлять последовательно с учетом контингента учащихся предшествующего неполного комплекса (табл. 7).

К 3-му уроку приходят все учащиеся параллели, поэтому дальше пойдут полные учебные комплексы.

В конце учебного дня порядок учебных комплексов следующий:

  • 5-й урок - полный учебный комплекс;
  • 6-й урок - неполный учебный комплекс (часть детей уходит домой);
  • 7-й урок - неполный учебный комплекс (большинство детей уходит домой).

После того как будет выполнена самая трудоемкая часть работы - составление учебных комплексов, можно приступать к составлению на их основе учительского расписания, а затем и индивидуального расписания для каждого ученика.

Сетку расписания учителей удобнее заполнять сначала полными учебными комплексами.

Последовательно заполнив все ячейки расписания составленными учебными комплексами, получим обычное учительское расписание, где в ячейках таблицы будут указаны шифры групп. Поскольку известен состав ученических групп, учительское расписание легко трансформируется в ученическое.

Для тарификации на утверждение подается сводный учебный план школы, составленный на основе индивидуальных учебных планов детей.

Более подробные рекомендации по составлению расписания учебных занятий и тарификации при индивидуальном обучении представлены на сайте www.prosv.ru в разделе «Методическая помощь».

Задать вопросы и получить консультацию вы можете по электронному адресу [email protected]

Ольга ЛОГИНОВА ,
кандидат педагогических наук ,
заместитель руководителя
научно - образовательного центра
издательства «Просвещение»
Елена ЗУБАРЕВА ,
заместитель директора СОШ 1131,
Москва


Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения .

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (Пункт 23).

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана школы.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются ФГОС.

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:

  • с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;
  • с высокой степенью успешности в освоении программ;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • либо по иным основаниям, которые определила школа.

Так, на обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности. Для таких учащихся индивидуальный учебный план может содержать меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

Индивидуальный учебный план является переходным этапом от обычных (традиционных) условий к иным формам получения образования ( , обучение по адаптированной образовательной программе).

В редких случаях, когда обучающийся проявляет выдающиеся особенности, в отношении него разрабатывается индивидуальная образовательная программа, в рамках которой планируется обучение в течение более продолжительного временного промежутка, чем учебный план.

Целью перевода обучающегося на индивидуальный учебный план является необходимость более продолжительной корректировки освоения обучающимся образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением, чем это можно реализовать в рамках дополнительных консультационных занятий. Обучение в рамках индивидуального учебного плана должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению государственной итоговой аттестации.

Наиболее сложной проблемой внедрения индивидуального учебного плана в традиционной школе является проблема финансового и ресурсного обеспечения образовательного процесса, построенного на принципах индивидуализации. На сегодняшний день эта проблема решается путем фактического введения дополнительной нагрузки на педагогов школы в рамках проведения дополнительных консультаций обучающихся.

Соответственно, каждый индивидуальный учебный план воспринимается как ЧП (чрезвычайное происшествие). Поэтому образовательному учреждению более удобно осуществлять работу с «проблемными» подростками через оставление их на повторное обучение или перевод на обучение по адаптированным образовательным программам.

Что такое ИУП?

ИУП является рабочим документом студента, который содержит информацию о перечне и сроках изучения учебных дисциплин, выбранных для освоения из утвержденных РУПов университета, объеме учебной нагрузки студента и системе оценивания по каждой дисциплине.

В каких случаях студенту оформляется типовой ИУП?

Типовой ИУП готовится каждому студенту на основании его личного заявления ежегодно перед началом обучения. Типовой ИУП студента рассчитан на один учебный год. В него включаются элементы учебного плана, определенные для текущего курса студента на текущий учебный год в , с теми сроками проведения экзаменов, которые также отражены в РУП (). Типовой ИУП включает базовые дисциплины и вариативные, которые студент выбирает в определенные сроки, как правило, используя специальные модули в .

Типовой ИУП оформляется учебным офисом образовательной программы. Может использоваться бумажная технология (в двух экземплярах ИУП подписывается, один выдаётся студенту, один хранится в его личном деле), либо фиксация типового ИУП в личном кабинете в .

Типовой ИУП является обязательным к выполнению студентом в течение учебного года.

Студент может включить в типовой ИУП сверх стандартных 60 кредитов дисциплин из учебных планов своей или других образовательных программ не более чем на 6 зачетных единиц (кредитов).


Что мне сделать, чтобы включить в свой типовой ИУП дополнительные дисциплины более чем на 6 кредитов?

Вы можете заключить договор на платные образовательные услуги, перечислив в нем список дисциплин, которые вы планируете изучать. Стоимость обучения по таким дисциплинам рассчитывается пропорционально числу кредитов и стоимости года обучения на той образовательной программе, в которую включена эта дисциплина.

Например, в вашем типовом ИУПе уже значатся элементов учебного плана на 66 кредитов. Но вы планируете изучить еще одну дисциплину из другой образовательной программы, которая весит 5 кредитов. Для того, чтобы желание было реализовано, вам необходимо получить согласие своего академического руководителя, преподавателя интересующей вас дисциплины, в виде виз на заявлении на имя вашего академического руководителя с просьбой разрешить изучать дополнительную дисциплину сверх разрешенной нормы по числу кредитов. При положительном решении - менеджер той программы, к которой принадлежит интерсующая вас дисциплина, заключит с вами договор на освоение части образовательной программы. Стоимость обучения по такой дополнительной дисциплине составит 5/60 * стоимость года обучения на соответствующем курсе этой образовательной программы.

В каких случаях студенту оформляется специальный ИУП?

Специальный ИУП готовится студенту индивидуально на основании его личного заявления в следующих ситуациях:

  • при ;
  • при , отчисленного ранее из НИУ ВШЭ;
  • при ;
  • при получении параллельно второго высшего образования;
  • при переводе студента на ускоренное обучение;
  • при участии студента НИУ ВШЭ в программе .
  • для повторного изучения дисциплин при наличии академических задолженностей (не более чем по двум учебным дисциплинам), полученным в течение двух модулей одного учебного полугодия. Студенты, уже обучавшиеся по индивидуальному учебному плану с повторным изучением дисциплин, могут продолжить обучение, включив дополнительные дисциплины в свой ИУП.

ИУП с повторным обучением возможен только при обучении студента на коммерческой основе. Если бюджетный студент принимает решение о повторном изучении дисциплин для ликвидации в будущем имеющихся академических задолженностей, он должен будет перейти на коммерческое обучение.

Специальный ИУП студента составляется до конца текущего учебного года, затем составляется следующий на новый учебный год. При этом общее количество кредитов по ИУП в учебном году не может превышать 75. (Форма ).

Специальный ИУП в обязательном порядке утверждается приказом. Он оформляется учебным офисом в двух экземплярах, один выдаётся студенту, один хранится в его личном деле как приложение к приказу.

Каким документом регламентируется в НИУ ВШЭ предоставление специального ИУП с повтором в случае академической задолженности?

«Об обучении по индивидуальным учебным планам студентов, имеющих академическую задолженность» (Приложение 5 к )

Что означает повторное изучение дисциплины?

Повторное изучение Дисциплины/части Дисциплины означает прослушивание Дисциплины/части Дисциплины в полном объеме, с повторным выполнением всех мероприятий текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по Дисциплине в сроки, определенные в рабочем учебном плане у студентов предыдущего курса этого же направления подготовки; либо прослушивание учебной Дисциплины на другом направлении подготовки, если при изучении Дисциплины/части Дисциплины, в объеме кредитов равном объему кредитов Дисциплины, за которые была получена неудовлетворительная оценка, используется идентичная программа Дисциплины.

Повторное прохождение промежуточной аттестации по Дисциплине, входящей в ИУП с повтором и подлежащей повторному изучению, возможно только после завершения повторного изучения этой дисциплины, в течение экзаменационного периода, определенного графиком учебного процесса на учебный год.

Нужно ли оплачивать дисциплины, изучаемые повторно?

Студенты, обучающиеся по ИУП с повтором, наряду с оплатой стоимости текущего обучения, в соответствии с условиями заключенного договора об оказании платных образовательных услуг и установленным в Университете порядком, производят оплату стоимости обучения по учебным дисциплинам, подлежащим повторному изучению. Расчет стоимости производится в соответствии с , оказываемых студентам при изменении образовательной траектории студентов.

Как рассчитывается стоимость обучения в случае ИУП с повтором?

При расчете цены договора стоимость обучения умножается на коэффициент кредитных единиц.

Например:

  • ИУП студента, которому предоставляется возможность повторного изучения дисциплин, предусматривает 65 кредитных единиц.
  • РУП курса, на котором студент обучается/будет обучаться в следующем году, предусматривает 60 кредитных единиц.
  • Коэффициент равен 65/60
  • Стоимость обучения равна 300 тысяч рублей в год
  • Цена договора будет равна: 65/60*300 тысяч = 325 тысяч рублей

Если студент, перешедший на ИУП с повтором, отчисляется, не завершив его, будет ли ему возвращены денежные средства и в каком размере?

Сумма подлежащей возврату переплаты за непредоставленные образовательные услуги (при отчислении студента, при расторжении договора, при уменьшении количества образовательных услуг) равна разнице суммы средств, которая была оплачена по договору, и стоимости фактически оказанных образовательных услуг за весь период действия договора, и выплачивается по заявлению студента.

Переводится ли на следующий курс студент, перешедший на ИУП с повтором?

Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг, переводится на следующий курс (осенний период) или продолжает учиться на текущем курсе (весенний период и осенний период).
Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг (осенний период), может не переводиться на следующий курс, если он решил освоить Дисциплины, изучаемые повторно, в течение учебного года, отдельно от других Дисциплин рабочего учебного плана следующего года обучения. Это решение оформляется записью в личном заявлении студента о предоставлении ему ИУП с повтором.

В каких случаях ИУП с повтором предоставляется без перевода на платное обучение?

Студенты, обучающиеся в Университете в соответствии с международными договорами Российской федерации или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации/ принятые на обучение как лица, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», могут использовать указанную в п.162 возможность без перехода на места с оплатой стоимости обучения один раз в течение всего периода обучения в Университете (за исключением случая, если студент имеет академическую задолженность за нарушение срока выбора темы выпускной квалификационной работы или курсовой работы и не выбирает тему в дополнительный срок: с начала третьего модуля до 15 февраля).

Что влечёт за собой отказ от перехода на ИУП с повтором при наличии академических задолженностей не более чем по двум разным дисциплинам?

Студенты, отказавшиеся от обучения по ИУП с повтором, отчисляются за академическую неуспеваемость. Порядок восстановления описан .

В каких случаях ИУП не может быть предоставлен?

Если студент имеет академическую задолженность за нарушение срока выбора темы выпускной квалификационной работы или курсовой работы и не выбирает тему в дополнительный срок: с начала третьего модуля до 15 февраля, то он подлежит отчислению без права оформления ИУП с повтором.

Когда ИУП считается выполненным?

ИУП считается выполненным, если успешно и в указанный срок пройдены все формы контроля, в нем запланированные.

Могут ли в ИУП вноситься изменения?

Изменения в ИУП могут вноситься на основании личного заявления студента или по инициативе учебного офиса образовательной программы, с обязательным согласованием вносимых изменений с академическим руководителем образовательной программы.

Сколько за время обучения у студента может быть ИУП?

В зависимости от уровня и формы обучения – типовых ИУП от 2 (у магистров очной формы обучения) до 6-7 (у специалистов очно-заочной формы обучения), по одному на каждый учебный год. Количество специальных ИУП зависит от образовательной траектории студента. При этом совокупность всех ИУП студента должна в сумме давать количество дисциплин (как обязательных, так и по выбору), количество кредитов и форм контроля, практик, проектов и курсовых работ, а также мероприятий ГИА, не меньшее аналогичных показателей в учебном плане соответствующего года набора. При этом суммарное время, затраченное на выполнение всех ИУП студента, может отличаться от запланированного в стандартного срока освоения образовательной программы. Образовательная программа считается выполненной, если выполнены все ИУПы студента.

Рассмотрено Утверждаю

на заседании педсовета Директор МОУ «Школа-коллегиум»

МОУ «Школа-коллегиум» города Алушты

города Алушты ____________О.Г.Противенская

Протокол № ____от ____2016г. Приказ №___от ____2016г.

Положение

об обучении по индивидуальному учебному плану (ИУП)

1. Общие положения.

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом школы-коллегиума.

1.2.Положение принимается педагогическим советом и утверждается директором школы.

1.3. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» на основании заявления родителей (законных представителей), по решению педагогического совета школы может быть организовано обучение школьников по индивидуальным учебным планам.

1.3.1. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и академического права обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном настоящим локальным актом.

1.4. Главной задачей обучения по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

1.5. Выбор предметов учебного плана осуществляется решением педагогического совета с учетом мнения родителей (законных представителей).

1.6. Для получения образования по индивидуальным учебным планам, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, действует единый государственный стандарт.

2. Организация обучения по индивидуальным учебным планам.

2.1.Подать заявление на обучение по индивидуальному учебному плану могут родители (законные представители) обучающихся любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего общего образования. В заявлении на имя директора школы родителями может быть отражен желаемый перечень предметов, объем и сроки освоения индивидуального учебного плана (в случае ускоренного обучения).

2.2. Основанием для обучения по индивидуальному учебному плану является:

Заявление родителей (законных представителей).

2.2.1. в зависимости от основания для проектирования ИУП к заявлению прилагаются соответствующие документы (по пп.2.3.а, 2.3.в настоящего Положения – рекомендации учителей-предметников; по п.2.3. б – рекомендации педагога-психолога, учителей-предметников; по пп.2.3.г – медицинские справки установленного образца, по пп.2.3.д – официальные приглашения (вызовы) на соревнования и конкурсы, письма директоров учреждений дополнительного образования);

2.3. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано, как правило, для учащихся:

а) обучающихся с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;

б) с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье, личными причинами обучающегося;

в) победителей и призеров муниципального, регионального, федерального этапов Всероссийской олимпиады школьников в период подготовки к участию в региональном и заключительном этапах интеллектуальных мероприятий;

г) обучающихся, имеющих инвалидность или находящихся на длительном лечении по причине травмы или заболевания и не имеющих возможности обучаться по обычной классно-урочной системе;

д) обучающихся, не имеющих возможность посещать учебные занятия в период спортивных соревнований, творческих конкурсов, особых обстоятельств жизни в семье.

2.4.Директор школы в течение одного месяца с даты подачи заявления выносит этот вопрос на рассмотрение педагогического совета МОУ «Школа-коллегиум»города Алушты (далее по тексту- Школа).

2.5.ИУП может быть разработан на период изучения темы, учебную четверть, полугодие, учебный год и включает:

Отрезок времени, покрываемый ИУП;

Общий срок выполнения, который может совпадать с выбранным отрезком обучения, но может и отличаться от него, если ИУП предполагает ускоренный или замедленный темп обучения;

Временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

2.6.Педагогический совет определяет предметы учебного плана (не менее количества предметов, предусмотренных для изучения по нормативам обучения, по медицинским показаниям для данной ступени образования) и количество часов на их изучение, сроки промежуточной аттестации.

2.7. Директором Школы издается приказ, в котором указывается учебный план, привлекаемые к обучению педагоги, размер оплаты их труда и источник финансирования. Копия приказа хранится в личном деле обучающегося.

2.8.Заместитель директора по УВР составляет расписание занятий обучающегося. Занятия проходят индивидуально в Школе.

2.9.Обучающийся по индивидуальным учебным планам, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в очной форме в Школе или в любом общеобразовательном учреждении.

3. Участники образовательного процесса.

3.1. Участники образовательного процесса: обучающиеся, педагогические

работники, родители обучающихся.

Обучающийся имеет право:

На получение основного общего образования в соответствии с государственным стандартом;

Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

На уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

На моральное поощрение за успехи в учении.

Обучающийся обязан:

Соблюдать требования образовательного учреждения;

Добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

Уважать честь и достоинство работников школы;

Соблюдать расписание занятий;

Находиться в часы, отведенные для занятий в школе.

Родители имеют право:

Защищать законные права ребенка;

Обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения, в Управление образования;

Присутствовать на уроках с разрешения директора школы;

Вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана школы с учетом способностей и интересов ребенка.

Родители обязаны:

Предоставлять документацию, необходимую для организации обучения и воспитания по индивидуальному учебному плану;

Выполнять требования образовательного учреждения;

Поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;

Своевременно, в течении дня, информировать образовательное учреждение об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении занятий;

Контролировать выполнение всех заданий.

Учитель обязан:

Выполнять государственные программы с учетом склонностей и интересов детей;

Не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы;

Своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий.

Обязанность классного руководителя:

Согласовывать с учителями, обучающимися ребенка, родителями расписание занятий;

Поддерживать контакт с учащимися и родителями, выявлять привычки и особенности учащихся, состояние здоровья больных детей;

Вносить результаты промежуточной и итоговой аттестации в классный журнал.

Обязанности администрации:

Контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже 1 раза в учебную четверть;

Контролировать своевременность проведения занятий, ведение журнала учета обучения;

Обеспечивать своевременный подбор учителей.

Учащемуся, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется возможность:

    получать консультации по учебным предметам,

    пользоваться литературой из учебного фонда образовательного учреждения,

    пользоваться учебными кабинетами для проведения классно-урочных занятий, лабораторных и практических работ, продолжать обучение в школе в порядке, определенном и закрепленном Уставом.

4. Промежуточная и итоговая аттестация

4.1. Для объективной оценки знаний обучающихся по индивидуальным учебным планам на основе результатов текущего контроля знаний проводится промежуточная аттестация:

    по итогам учебной четверти - во 2-9 классах;

    по итогам полугодия - в 10-11 классах;

    по итогам учебного года - на основании четвертных (полугодовых) отметок обучающихся во 2-11 классах.

4.2. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в этот план.

4.3. Порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальным учебным планам определяются на основе Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.

4.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальным учебным планам по одному или нескольким учебным предметам, образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации признаются академической задолженностью.

4.5. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно и обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4.6. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, имеют право пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые приказом по Школе, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз Школой создается комиссия.

4.7. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

4.8. Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией.

4.9. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие индивидуальный учебный план.

4.10. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 и 11 классов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, проводится Школой в общем порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4.11. Выпускникам 9 и 11 классов, обучающимся по индивидуальным учебным планам и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, Школа выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.

4.12. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

5. Финансовое обеспечение

5.1. Обучение по индивидуальному учебному плану является видом освоения образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта за счет бюджетных средств.

5.2. Учителям производится почасовая оплата.

5.3. В случае болезни учителя администрация школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с учащимся другим учителем.

6. Порядок управления

6.1. Общее руководство обучением по индивидуальным учебным планам осуществляется заместителем директора по УВР. В его компетенцию входит:

Контроль за организацией и осуществлением обучения по индивидуальному учебному плану;

Разработка школьного положения об организации обучения по индивидуальному учебному плану;

Обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и контроль за их исполнением;

Контроль за своевременным проведением занятий, консультаций, посещений занятий учащимися, ведением журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не реже одного раза в учебную четверть.

6.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану школа должна иметь следующие документы:

а) письменное заявление родителей на обучение детей по индивидуальному учебному плану;

б) приказ по ОУ;

в) расписание занятий, консультаций, зачетов письменно согласованное с родителями и утвержденное директором;

г) журнал учета проводимых занятий, зачетов.



Поделиться