Условия развития конкуренции в россии и ее современные черты. Конкуренция, её роль в рыночной экономике Что необходимо для развития конкуренции

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

1. Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с дру­гом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

2. Условия возникновения рын ка:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность производителей;

· самостоятельность производителя.

3. Основные признаки рынка :

· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

· нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Главные функции рынка

· посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

· ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

· информационная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

· регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

· санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

Положительные черты Отрицательные черты
· Способствует эффектив­ному распределению ре­сурсов, формируя таким образом струк­туру производства · Стимулирует научно-тех­нический прогресс · Способствует ре­сурсосбережению в обще­стве · Создает ма­териальную заинтересо­ванность производить то, в чем есть потребность · Стихийно координирует действия людей в процес­се экономической дея­тельности, опираясь на принципы саморегуля­ции и сопоставляя эконо­мические интересы · Не гарантирует решение социально-экономиче­ских проблем (безработи­ца, инфляция, защита окру­жающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) · Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству · Порождает тенденцию к моно­полизации производства · Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в це­нах рынка), которые ложатся на плечи общества · Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределе­ния природных, инвестицион­ных и человеческих ресурсов · Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков .

ü С точки зрения действующего за­конодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

ü По товарам и услугам:

· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

· средств производства;

· рабочей силы;

· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

· иностранных валют;

· ценных бумаг (фондовые биржи);

· научно-технических разработок и инноваций;

· информации.

ü По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный

ü По типу конку­ренции:

· чистой (свободной) конкурен­ции

· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополисти­ческой конкуренции; олигополии

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

· функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли

Формы монополий и их основные признаки

9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.

Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:

Простых товаропроизводителей

Единичных капиталов

Монополий

Национальных капиталов

Интернациональных капиталов

Модели рынка

Чистая (свободная конкуренция) Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

Спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.

Закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Национальный Открытый Институт России

г. Санкт-Петербург

Кафедра экономики

Дисциплина «Экономическая теория»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки группы М83с2в

Нечаевой Елены Алексеевны

«Конкуренция, ее роль в рыночной экономике»

Проверил____________________

Дата________________________

Оценка отлично

Санкт-Петербург


Введение_________________________________________________________3

Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции____________________________6

1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции_____________6

1.2. Функции конкуренции_________________________________________7

1.3. Виды конкуренции_______________________________________ ____10

Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции____12

2.1. Совершенная (чистая) конкуренция_____________________________12

2.2. Монополистическая конкуренция______________________________14

2.3. Олигополия_________________________________________________15

2.4. Чистая монополия___________________________________________16

Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики__________20

Заключение______________________________________________________26

Список использованной литературы_________________________________28


Введение

КОНКУРЕНЦИЯ - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод(от лат. concurrentia - сталкиваться).

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.

Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

1. она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

3. в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1. придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2. ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3. ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.

Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.


Глава 1. Конкуренция . Виды конкуренции.

1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции.

Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами в развитии экономики.

При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Основные условия возникновения конкуренции:

1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

1.2. Функции конкуренции.

Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.

Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.

Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.

Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов

Развитие экономических реформ в значительной степени ускорило распространение конкурентных отношений на российском рынке. Государство, предприятия, потребители стали активнее влиять на конкурентную ситуацию. Несмотря на то что наряду с положительными результатами в условиях экономического кризиса остается много нерешенных проблем, главным фактором, направляющим развитие российской экономики, становится конкуренция. Ее усиление требует поиска новых методов и форм адекватного реагирования.

1.2.1. Объективные предпосылки усиления конкуренции

Переход от конкуренции за ресурсы и товары к конкуренции за потребителя и ужесточение отношений в этой сфере стали возможны в результате появления новых рыночных факторов. Их можно разделить на две группы, косвенно и непосредственно влияющих на усиление конкуренции.

Макроэкономические предпосылки усиления конкуренции связаны с факторами структурного характера, радикально изменившими приоритеты ведения бизнеса.

1. Увеличение количества и разнообразия предприятий, действующих на российском рынке. С начала реформ общее количество предприятий, действующих в народном хозяйстве, возросло почти в 10 раз и в настоящее время насчитывает более трех миллионов. Увеличение количества хозяйствующих субъектов и разнообразия их организационных форм произошло за счет упрощения процедур создания и регистрации различного типа организаций, в результате чего появилось много новых структур, которые принято относить к малому и среднему бизнесу. Создание новых предприятий происходило и за счет разделения крупных объединений в ходе приватизации, распада отдельных промышленных монополий, создания большого количества фирм, обеспечивающих и обслуживающих рыночные процессы в банковской, страховой, торговой сферах, формирования совместных предприятий. Увеличение количества хозяйствующих субъектов медленно, но приводит к расширению предложения товаров, вытеснению с рынка дорогой и некачественной продукции. При ограничении платежеспособного спроса это сказывается на уменьшении и последующей стабилизации рентабельности бизнеса, что в свою очередь ведет к усилению конкуренции.

    Либерализация цен и сокращение платежеспособного спроса. Отмена прямых ценовых ограничений коснулась примерно 80% оптовых и 90% розничных цен. На первых этапах реформы это привело к взвинчиванию цен и последующему сокращению спроса, а затем и предложения неконкурентоспособных товаров. По сравнению с 1991 г. объем производства сократился более чем в три раза. Эти обстоятельства заставили многие компании диверсифицировать свою деятельность и выйти на новые товарные рынки, т.е. конкурировать с предприятиями, ранее действовавшими на данных рынках. Но более важным итогом либерализации цен с точки зрения влияния на конкуренцию стало приближение цен на отечественную продукцию к мировым. При открытии торговых границ это привело к увеличению присутствия на российском рынке иностранных конкурентов, обладающих большим опытом и знаниями в области конкурентной борьбы, хотя и не всегда быстро адаптирующихся к реальным российским условиям ведения бизнеса.

    Либерализация внешнеэкономических отношений. Помимо увеличения легального присутствия иностранных конкурентов на отечественном рынке она привела к значительному росту так называемого трудно контролируемого («челночного», нелегального) импорта. При двукратном снижении официально учитываемого импорта реальные поставки товаров из-за границы, начиная с 1993 г. возросли более чем в два раза.

    Финансовая дестабилизация и инфляционные процессы. В начале реформы они препятствовали процессам демонополизации экономики и развитию конкуренции. Вместе с тем свертывание традиционного, часто неконкурентоспособного производства и начавшаяся структурная перестройка отдельных отраслевых рынков при опережающем росте доходности торговых и финансовых операций положительно повлияли на усиление конкуренции. С одной стороны, это сдерживает проявления ценового монополизма и диктата производителя, с другой - устраняет диспропорции в структурной организации народнохозяйственного комплекса. Снижение темпов инфляции и появление рынка капитала привели к оживлению конкуренции.

    Обеспечение конвертируемости рубля. Большое значение для развития процессов конкуренции оказал переход к единому рыночному валютному курсу и к конвертируемости рубля. На рынке стали формироваться объективные ценовые ориентиры и возникли мощные стимулы для преодоления ранее сложившихся ценовых диспропорций. Это привело к повышению насыщенности потребительского рынка (главным образом за счет импорта) и усилению позиций иностранных производителей. В результате достижения конвертируемости рубля были закреплены главные финансовые ориентиры для формирования конкурентной среды на внутреннем рынке. Однако наибольшие выгоды от беспрепятственной конвертируемости рубля получили в основном иностранные компании благодаря ценовой конкуренции и относительно высокому качеству предлагаемых товаров и услуг.

    Приватизация и формирование негосударственного сектора эконо мики. Эти процессы привели к созданию альтернативного предложения товаров и более гибкому подходу к ведению бизнеса. И несмотря на то что негосударственные компании изначально формировались в торговой и финансовой сферах, их распространение в промышленных отраслях происходит все с большей активностью. Обладая более эффективной организацией, негосударственный сектор экономики создает дополнительные условия для развития конкуренции и во многих отраслях играет доминирующую роль.

    Демонополизация экономики. Проводимая в рамках государственной программы она также является мощным фактором развития конкуренции. Разукрупнение хозяйствующих субъектов в ходе проведения приватизации государственных и муниципальных организаций, отраслевые и региональные программы демонополизации, государственное регулирование естественных монополий, антимонопольный контроль за деятельностью финансово-промышленных групп, стимулирование развития малого бизнеса, лицензирование, квотирование и другие меры ограничения монопольной власти начинают оказывать влияние на активизацию конкуренции. И несмотря на то что реализация программы часто проводится поспешно, без должного учета интересов национальных производителей, в целом она положительно влияет на увеличение предложения товаров на российском рынке.

    Создание рыночных институтов (бирж, различного рода торгов, банков, страховых компаний, мощных товаропроводящих сетей и т.п. организаций) ускорило процессы развития рыночной инфраструктуры и также положительно повлияло на развитие конкуренции.

Микроэкономические предпосылки усиления конкуренции связаны с изменениями в рыночном поведении товаропроизводителей (продавцов) и потребителей продукции. В ходе реализации экономических реформ было получено такое большое количество уроков, как нельзя вести бизнес в условиях активно меняющегося рынка, что участники рынка медленно, но уверенно начали обращаться к приемам и методам работы в условиях конкуренции.

1. Изменение поведения предприятий на рынке. В целом оно характеризуется как уход от пассивного следования за проводимыми (часто бессистемными и противоречивыми) экономическими реформами к активным действиям, направленным на выход из тупикового состояния. Причем для различных групп предприятий эти действия носили неодинаковый характер.

Для многих крупных компаний характерно стремление к монополизации, что свидетельствует о желании обезопасить свой бизнес от давления внешнейсреды. И это стремление естественно в условиях, когда директорат крупных концернов связан с властными структурами. Стратегия выживания для таких предприятий в основном сводится к лоббированию собственных экономических интересов (адресные налоговые льготы, квоты, льготные кредиты, государственные ссуды), к участию в лицензировании с целью оттеснения конкурирующих предприятий с рынка, негласному разделу рынков по территориальному признаку. Однако за редким исключением получаемые льготы носят кратковременный характер и лишь частично возмещают объем требуемых ресурсов. В связи с этим крупные предприятия все активнее предпринимают действия по укреплению своего положения на рынке за счет реализации конкурентных преимуществ массового производства, комплексного обслуживания потребителей (доставка, шефмонтаж оборудования, сервисное обслуживание, поставка запасных частей), развития собственных дилерских и дистрибуторских сетей. Как показывает опыт последних пяти лет, предпринимаемые меры свидетельствуют об изменении приоритетов в ведении крупного бизнеса. Условием и средством выживания становится конкуренция за потребителя.

Более активно этот процесс происходит в среде малого и среднего бизнеса. При отсутствии сколько-нибудь значительной помощи со стороны государства этот сектор экономики раньше приступил к созданию собственного фундамента для ведения конкурентной борьбы. В первую очередь сказанное относится к торговым и финансовым структурам, компаниям по производству строительных материалов, продуктов питания, сервисному обслуживанию, туризму, отдыху.

В целом предприятий, для которых характерен «консервативный» (нерыночный) тип поведения, становится все меньше и меньше. Стремление выжить в сложных финансовых условиях заставляет их диверсифицироваться, расширять рынки сбыта, ограничивать прирост заработной платы и темпы роста отпускных цен, осуществлять инвестиции в новое производство. Таким образом, можно констатировать по крайней мере желание большинства компаний найти свой путь и методы выживания, о чем нельзя было говорить еще 3-4 года назад. И прежде всего речь идет об изменении ориентиров в развитии. Главный из них потребитель, его требования и возможности. Понимание этого важного момента трансформирует поведение предприятий, определяет неизбежность столкновения их экономических интересов в борьбе за бюджет потребителя и поэтому расширяет объектную базу конкурентных отношений.

2. Трансформируется и покупательское поведение потребителей. Принятие решения о покупке происходит на более профессиональном уровне. Ставшие историей потрясения рынка ценных бумаг (АО «МММ», «Тибет» и др.), а также недавние банковские кризисы заставили потребителей более взвешенно относиться к товарным предложениям. А если принять во внимание процессы одновременного сокращения доходов потребителей и увеличения объема предложения товаров, то превращение потребителя в центральный и доминирующий элемент процесса купли-продажи становится очевидным (в отличие от существовавшего ранее рынка продавцов) и в корне меняет рыночную ситуацию. Ограниченность бюджета потребителей заставляет производителей повышать качество и понижать цены на товары, что, безусловно, активизирует конкуренцию.

Перечисленные объективные предпосылки развития конкурентных отношений носят фундаментальный характер и являются результатом серьезных изменений, происходящих в экономике. Есть все основания полагать, что данные изменения носят необратимый характер. Вместе с тем, как показывает российская практика, наличие структурных предпосылок для развития конкуренции не всегда приводит к активизации конкурентной борьбы. Слабый экономический потенциал многих российских предприятий обусловливает их попытки к организационному разделу рынков, «выбиванию» льгот и субсидий, административному ограничению конкуренции, что приводит к формированию фиктивных преимуществ, не имеющих под собой реальной основы.

Кроме того, для экономики России в 1995-1999 гг. характерна адаптация структуры производства к новому витку сжатия спроса, отрицательно сказавшемуся на развитии конкуренции. Существенное негативное влияние на развитие конкуренции оказало продолжающееся снижение инвестиционной активности, затрудняющее структурные и институциональные преобразования, а также уход денежных средств из контролируемого денежного оборота под давлением налогового пресса. Для расширения сферы конкурентных отношений важна комплексная система мер на различных уровнях управления экономикой.

Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию.централизацию и концентрацию производства.

Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.

На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений" спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

Макроэкономические изменения неоднозначно влияют на ход процессов демонополизации и развития конкуренции в разных отраслях и регионах страны. Наряду с развитием конкуренции на отдельных товарных рынках происходят с участием частных предпринимательских структур и коммерческих банков процессы экономической концентрации уже в новых рыночных условиях. Наконец, сформировавшийся в условиях дефицита недостаточно диверсифицированный потребительский спрос, преобладание антиконкурентного сознания у предпринимателей, несовершенство информационного обеспечения и неполнота первичной экономической информации создают дополнительные трудности для развития конкуренции и деятельности субъектов рынка.

Все еще скромный процент предпринимателей прибегает к активной конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают в состоянии воспользоваться своими преимуществами из-за низкой платежеспособности потребителей их продукции. В этих условиях вследствие монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции теряют потребители и сокращается производство.

В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма со стороны как хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти. Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.

Воздействие либерализации внешнеэкономических связей на состояние конкуренции также оценивается весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.

Разумеется, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители утратили свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.

К категории олигопольных и монопольных рынков можно отнести также рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа, железнодорожных перевозок. На рынках услуг связи и электроэнергии имеет место своеобразный региональный структурный монополизм, поскольку они организованы по принципу «один субъект Российской Федерации -- один оператор», а ценообразование осуществляется с участием органов власти субъектов Федерации.

Стратегические задачи государственной антимонопольной политики в наиболее систематизированном виде были отражены в среднесрочной программе социально-экономического развития страны, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360. Программа определила конкретные задачи антимонопольных органов Российской Федерации.

Многие из этих направлений антимонопольной политики уже в той или иной степени реализованы, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования. Прежде всего речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом, будь то правила доступа к объектам недвижимости или земле, законодательство и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешнеторговой деятельности. Признаком конкурентной экономики является полнота информации о рынке, конкурентах, ценах, доступной хозяйствующему субъекту и необходимой ему для принятия экономических решений, поэтому важной составляющей государственной конкурентной политики становится создание (содействие созданию) соответствующих информационных систем. Наконец, необходима постоянная деятельность государства по устранению административных барьеров в предпринимательской деятельности, искоренению коррупции, и протекционизма» т.е. факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

ХХI век в развитии экономики определяется как век конкуренции.

За короткий промежуток конкуренция на рынке приобрела глобальную международную значимость, а слова С.Л. Брю и К.Р. Макконнелла о том, что это чуть ли не единственная регулирующая сила, находят в наши дни все большее подтверждение.

Если детальнее рассмотреть динамику развития экономики в рамках мирового сообщества, то не составит труда понять, что она несет основополагающий характер.

Тогда как динамика развития экономики нашей страны в очередной раз доказывает, к чему приводит слабое развитие конкуренции и недооцененное значение ее в экономических отношениях.

Что такое конкуренция, в чем её суть?

Конкуренция – соперничество в рыночных условиях одной компании с другой, за счет которого достигается коммерческая выгода, благодаря увеличению продаж или спроса на предоставляемые услуги.

Это важнейший элемент рынка, мотивирующий поставщиков услуг и продавцов выделяться на фоне остальных для привлечения новых клиентов .

Суть конкуренции заключается в первую очередь в постоянном, не прекращающемся поиске и создании наилучших условий для продавца и покупателя.

Поддерживать конкурентоспособность – значит, всегда быть на шаг впереди, опережать иные компании в формировании наилучшего предложения.

Разновидности совершенной и несовершенной конкуренции :

  1. чистая относится к совершенному виду. Ее характеризует большое количество покупателей и продавцов, не способных повлиять на стоимость услуг и товаров, а также большое количество взаимозаменяемых товаров, цены которых основывается на соотношении спроса и предложения;
  2. олигополистическая относится к несовершенному виду. Характеризуется небольшим числом конкурентов, взаимосвязанных между собой. Каждая компания имеет рыночную силу, при этом реакции на действия конкурентов эластичны;
  3. монополистическая конкуренция относится также к несовершенному виду. К ключевым характеристикам следует отнести многочисленность компаний, но при этом полное равновесие их сил, и дифференцированность продукции, то есть наличие в товарах отличительных качеств, признающихся всем рынком.

Смотрите подробней о рентабельности и правилах её расчет .

Какие существуют условия развития конкуренции?

Если рассмотреть условия конкуренции и развитие, то в первую очередь необходимо отметить, что они вытекают из условий развития рынка, хоть и имеют свои индивидуальные факторы.

В любом случае рыночная среда – это то, что стоит во главе и из чего вытекает конкурентная среда .

Рассматривая детально факторы, влияющие на формирование конкурентной среды, можно выделить ряд предпосылок к развитию.

Основной фактор - это наличие частной собственности и полная свобода деятельности предпринимателей, свобода выбора у потребителей, ограничение влияния и роли государства.

Нельзя не отметить необходимость рассредоточения экономической власти .

Уровни

Рассматривая уровни соперничества , стоит выделить 4 основных:

  • общий . На этом уровне любая отдельная фирма воспринимает каждого производителя как конкурента, участвующего в соперничестве за привлечение покупателей;
  • формальный . Компания считает конкурентами только тех, деятельность которых направлена на удовлетворение аналогичных с ней потребностей;
  • отраслевой . Ее иначе еще называют видовой, а основывается она на том, что фирмами-соперниками являются только те, что производят одинаковую продукцию;
  • предметный . Ее еще называют маркетинговой, а основывается она на том, что фирма-конкурент соперничает с теми, кто выпускает не идентичную, но схожую продукцию при аналогичной цене. В качестве примера подойдут два успешно конкурирующих продукта – Кока-Кола и Пепси.

Затрагивая тематику ограничений, нельзя не упомянуть о защите конкуренции в целом.

Одним из популярных современных способов ограничить считается публикация не всей необходимой документации, позволяющей поставщику полноценно ознакомиться с закупочными требованиями .

Рассматривая еще один способ ограничения, нельзя не затронуть закон конкуренции, точнее, прямое отношение к нему. Речь идет об установлении максимально сжатых сроков, отведенных на поставку продукции.

При этом нарушения караются штрафом в размере 10% от общей суммы товара, который не успели поставить.

Примеры вышеперечисленных ограничений

В качестве примера первого способа ограничений можно привести ситуацию, произошедшую в 2013 году.

При анализе закупок выяснилось, что полный пакет документации не был предоставлен заказчиками практически в 30%.

Однако, большая часть скорректировали свои действия после предъявления претензий, остальные либо прекратили закупку, либо разместили пакет документов заново с недостающей информацией.

Во втором случае в качестве примера лучше всего подойдут закупки Минздрава и ситуацию в 2012 году.

Руководство проводило закупку дорогих медикаментозных средств, при этом на нее было отведено меньше 30 дней, и это при условии, что 95 точек расформировано по всей стране.

Не удивительно, что сроки были серьезно нарушены, а Минздрав понес колоссальный ущерб, составляющий 10% от общей суммы всей продукции, которая не была поставлена в срок.

Частые вопросы

Какая конкуренция считается недобросовестной?

К недобросовестной конкуренции относят целенаправленные действия, дискредитирующие конкурента и его продукцию , захват монопольного положения на рынке методами, не отличающимися этичностью и нравственностью.

Антимонопольное законодательство почти всех стран мира признает недобросовестной конкуренцией:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему объекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
  • некорректное рекламное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления продукции другого хозяйствующего субъекта;
  • получение, использование научно-технической, производственной или товарной информации, в том числе коммерческой тайны без согласия ее владельца.

Такая деятельность подлежит запрету , что соответствует международным взглядам на проблему недобросовестной конкуренции.

К недобросовестной конкуренции также относятся :

  1. подкуп покупателей конкурентов, привлечение их в качестве своих клиентов;
  2. выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
  3. неправомерное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
  4. побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву контрактов с нанимателем;
  5. угроза конкурентам сфабрикованными исками о нарушении ими патентов или товарных знаков в целях противодействия конкуренции в сфере торговли;
  6. бойкотирование торговли конкурента;
  7. демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже себестоимости;
  8. создание обманного впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях;
  9. намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
  10. поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
  11. реклама, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
  12. нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.


Поделиться