Что входит в гвэ по русскому. ГИА: Материал для подготовки к ГВЭ по русскому языку материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему. Перечень условных обозначений и сокращений

Комплект тем сочинений
1. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих». (Ф.М. Достоевский)
2. «Назначение человека именно то, чтобы делать добро». (В.И. Даль)
3. В чём, с Вашей точки зрения, может проявляться гражданская позиция человека?
4. Какие жизненные принципы избрал для себя Хлестаков? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).
В случае выбора четвёртой темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.

Образец экзаменационного материала изложения с творческим заданием
Изложение с творческим заданием № АИ-9-1
Однажды почти всё лето я занимался сбором трав и цветов. Я узнавал их названия и свойства по старому определителю растений и заносил всё это в свои записи. Это было увлекательное занятие.
Никогда до тех пор я не представлял себе целесообразности всего, что происходит в природе, всей сложности и совершенства каждого листка, цветка, корня или семени.
Эта целесообразность напоминала иногда о себе чисто внешне и даже болезненно.
Как-то осенью я со своим другом провёл несколько дней на рыбной ловле на глухом, старом русле Оки. Оно потеряло связь с рекой несколько столетий назад и превратилось в глубокое и длинное озеро. Его окружали такие заросли, что продраться к воде было трудно, а в иных местах и невозможно.
Я был в шерстяной куртке, и к ней пристало много колючих семян череды (похожих на плоские двузубцы), репейника и других растений.
Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь.
На третий день прошёл небольшой дождь, куртка моя отсырела, и среди ночи я почувствовал в нескольких местах у себя на груди и руках резкую боль, будто от уколов булавки.
Оказалось, что круглые плоские семена какой-то травы, пропитавшись влагой, задвигались, начали разворачиваться спиралью и ввинчиваться в мою куртку. Они провинтили её насквозь, потом прокололи рубашку и среди ночи добрались наконец до моей кожи и начали осторожно покалывать её.
Это был, пожалуй, один из самых ярких примеров целесообразности. Семя падало на землю и лежало там неподвижно до первых дождей. Ему не было смысла пробиваться в сухую почву. Но как только земля становилась влажной от дождя, семя, скрученное спиралью, набухало, оживало, ввинчивалось в землю, как бурав, и начинало в назначенный ему срок прорастать.
Мне вспомнилось ещё одно удивительное явление.
Речь идёт о пряном запахе цветов обыкновенной липы - романтического дерева наших парков. Этот запах слышен только на отдалении. Вблизи дерева он почти не заметен. Липа стоит как бы окружённая на большом расстоянии замкнутым кольцом этого запаха. В этом есть целесообразность, но она нами ещё целиком не разгадана.
(По К.Г. Паустовскому)
(319 слов)

Задание
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту книги К.Г. Паустовского «Золотая роза».
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Почему человеку интересно наблюдать за явлениями природы?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Материал для подготовки к ГВЭ по русскому языку на тему: Образец сочинения – рассуждения по данному тезису о роли природы в жизни человека.

Пояснительная записка.

Данная работа адресована учителям, работающим с выпускниками, учащимся для подготовки к ГВЭ. Учащиеся должны написать сочинение в объёме не менее 200 слов, приведя аргументы с примерами из художественной литературы и собственного жизненного опыта.

Сочинение – рассуждение по данному тезису.

Тезис: умение видеть и ценить красоту природы – важнейшее качество духовно развитой личности.

Фрагмент сочинения

Действительно, только у человека с богатым духовным миром есть обострённое чувство природы, которое позволяет видеть, слышать, осязать не только прекраснейшие пейзажи родной страны, но и весь окружающий их мир. Только такой человек внимателен, чуток, добр к другим людям.

В художественной литературе найдётся множество примеров, когда нравственные ценности героев раскрываются через их отношение к природе. Вспомним героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяну Ларину и Евгения Онегина. Для тонкой и поэтичной души Татьяны природа являлась и домом, и другом. Воспитанная в деревне, в окружении лесов, полей, она, как никто другой в романе, умела видеть неповторимую красоту русской природы. «Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звёзд исчезает хоровод». Татьяна любила русскую зиму, «сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров». Как белый снег зимою, любимая героиня Пушкина была чиста душой. Онегин же, напротив, далёк от умения видеть и ценить красоту природы. Она наводит на него скуку, чужда его душевному складу. «Два дня ему казались новы уединённые поля, прохлада сумрачной дубровы, журчанье тихого ручья; на третий роща, холм и поле его не занимали боле, потом уж наводили сон…» Онегин не чувствует единства и гармонии с природой, возможно, поэтому он внутренне опустошён, поэтому он не нашёл своё место в жизни. Значит, умение наслаждаться красотой присуще не каждому, а только тому, кто богат душой.

Духовное развитие – это результат воспитания человека посредством природы, музыки, произведений искусства и литературы. И главнейшая роль в этом, по моему мнению, принадлежит именно красоте природы, потому что умение видеть, слышать, чувствовать развивается у человека с детства, впитывается с молоком матери. Если чистую детскую душу заполнить любовью к природе, то и природа откроется ей всеми гранями своей неповторимой красоты.

Например, мне, моим братьям и сестре эту любовь подарила бабушка Елена Егоровна. Несмотря на трудную жизнь, тяжелую работу в колхозе, она вырастила шестерых детей, помогала воспитывать нас, пятерых внуков. Помню, как часто мы ходили в лес то по грибы, то за ягодами. Но это был не просто сбор даров природы. Бабушка учила нас любоваться каждым найденным подберёзовиком, семейкой лисичек, рассказывала о полевых цветах, обращала наше внимание на красоту бабочек. Мы слушали пение птиц, смотрели на синее небо сквозь ветви берёз. Мы удивлялись, восторгались, радовались всему необычному. Так постепенно наши души наполнялись внимательностью, чуткостью ко всему окружающему миру.

Таким образом, красота природы может открыться только людям, способным её почувствовать и оценить.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

коррекционных занятий по русскому языку

«Подготовка к ГВЭ»

для обучающихся 9-Б класса

(АООП ООО)

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Свистунова Татьяна Эвальдовна,

Санкт-Петербург

Страницы

Титульный лист

Пояснительная записка

Планируемые результаты

Учебно–тематический план

Календарно-тематическое планирование

Материалы для контроля уровня подготовки обучающихся

Лист корректировки

Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционных занятий по русскому языку «Подготовка к ГВЭ» для обучающихся 9-Б классов разработана учителями русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 7 Свистуновой Т.Э.

Рабочая программа коррекционных занятий является практическим курсом подготовки к ГИА в форме ГВЭ и дополняет Адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования (АООП ООО) в соответствие с требованиями ГИА – 9 в форме ГВЭ.

Используемый учебно-методический комплект:

    Д.А.Хаустова Написание сжатого изложения в 9 классе / Д.А.Хаустова – М.: Экзамен, 2015

    Е.В.Амелина Русский язык для ГИА. Пишем изложения и сочинения./ Ростов- на –Дону, Феникс, 2014.

    Г.А. Богданова Уроки русского языка в 9 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

Цель: обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ГВЭ.

Задачи:

    совершенствовать умения сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;

    способствовать полному и осознанному владению системой знаний по всем разделам русского языка в рамках школьной программы;

    воспитывать культурно-ценностное отношения к русской речи.

Программа адаптирована на обучающихся с задержкой психического развития.

Коррекционные занятия рассчитаны на 34 недели, 1 раз в неделю, 34 часа в учебном году.

Планируемые предметные результаты

В ходе занятий обучающиеся должны:

    овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

    научиться грамотно писать полные и сжатые изложения художественного и публицистического стиля;

    владеть формами обработки информации исходного текста;

    четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

    самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

    систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания.

Обучающиеся должны знать/уметь:

    понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    понимать основную мысль прослушанного текста;

    подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    интерпретировать информацию звучащего текста;

    точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    определять средства связи предложений в тексте;

    создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

    выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

    последовательно излагать собственные мысли;

    осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

    использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

    оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Учебно–тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Основное содержание

программы по теме

Формы

организации урока

Структура экзаменационной работы.

фронтальная

Сжатое изложение.

Микротемы исходного текста.

Абзацное членение текста.

Структурные особенности сжатого изложения.

фронтальная

групповая

Основные приёмы компрессии исходного текста.

Отработка приёма исключение.

Отработка приёма обобщение.

Отработка приёма упрощение.

фронтальная

групповая индивидуальная

Практическая работа.

Написание изложения.

индивидуальная

Сжатое изложение.

Редактирование текста.

фронтальная

групповая

Сочинение-рассуждение.

Алгоритм написания сочинения.

фронтальная

групповая

Сочинение-рассуждение.

Тезис. Аргументы. Редактирование сочинения.

индивидуальная

Сочинение-рассуждение.

Написание сочинения.

индивидуальная

Текст как речевое произведение.

Стили речи.

фронтальная

групповая

Средства выразительности.

фронтальная

групповая

Практическая работа в форме ГВЭ.

Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения

индивидуальная

Анализ итогов по проведённой практической работе в форме ГВЭ.

фронтальная

групповая

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Ко-во часов

Формы организации учебных занятий

Требования к уровню подготовки учащихся

Характеристика деятельности обучающихся

Введение. Структура экзаменационной работы.

Комбинированный урок

ГИА в форме ГВЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знать : особенности проведения ГВЭ по русскому языку.

Уметь: ориентироваться в терминах.

Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение.

Построение сжатого изложения.

Редактирование изложения.

Знать:

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства,используя прочитанный текст

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Сжатое изложение. Микротемы исходного текста.

Урок закрепления и контроля

Сжатое изложение. Абзацное членение текста.

Урок изучения нового материала

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения.

Урок закрепления и контроля

Практическая, самостоятельная

Урок закрепления и контроля

Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Урок изучения нового материала

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Урок изучения нового материала

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Урок закрепления и контроля

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Комбинированный урок

Практическая работа.

Написание изложения.

Урок закрепления и контроля

Практическая работа. Написание изложения.

Урок изучения нового материала

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Сжатое изложение. Редактирование текста.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения. Примеры-аргументы, доказывающие правильность тезиса.

Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: подбирать примеры для обоснования тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем – работа в группах.

Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения.

Урок закрепления и контроля

Сочинение-рассуждение. Тезис.

Урок закрепления и контроля

Сочинение-рассуждение. Тезис.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение. Аргументы.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения.

Урок закрепления и контроля

Комбинированный урок

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка. Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности; определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами.

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем – работа в группах.

Текст как речевое произведение. Стили речи.

Комбинированный урок

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Смысловая и композиционная целостность текста.

Урок изучения нового материала

Смысловая и композиционная целостность текста.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Текст. Средства выразительности

Урок закрепления и контроля

Урок закрепления и контроля знаний

Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов.

Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Практическая, самостоятельная

Практическая работа. Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

Урок закрепления и контроля

Анализ худо­жественного текста.

Урок закрепления и контроля

Анализ итогов по проведенной практической работе в форме ГВЭ.

Урок обобщения

Лист корректировки.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образец комплекта тем сочинений

  1. «Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала» (Ф.М. Достоевский).
  2. «Критическое отношение к себе - вот что делает человека по-настоящему умным» (В.М. Шукшин).
  3. Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании.
  4. Какие нравственные вопросы ставит М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 300 слов (если объём сочинения менее 250 слов, то оно оценивается 0 баллов).

В случае выбора одной из первых трех тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).

В случае выбора четвертой темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.

Образец экзаменационного материала (изложение с творческим заданием) № И1

Двадцатый век человека разбаловал. Отныне жизнь, казалось нам, несётся с бешеной скоростью. Обстановка любого дома менялась за пять-десять лет так, как в иные времена не менялась за несколько веков. Мода стала деспотом.

К слову сказать, появилось совершенно нелепое определение новым временам - «век информации». Но как сказал один умный человек: «мы знаем всё больше и больше о всё меньшем и меньшем». Девять десятых получаемой нами информации - мусор. Ежедневно выходя в «мировую паутину», человек потребляет гигабайты чепухи; но давайте спросим себя: помним ли мы наизусть хоть одну народную песню?..

Та же ситуация и с местом нашего обитания. Из квартир исчезают книги - от них много пыли. Откуда-то у каждого второго появилась аллергия на бумагу. Лермонтов - бумага, Гоголь - много бумаги, Лев Толстой - очень много бумаги, невыносимо терпеть. Зато на компьютеры, напротив, аллергии почти ни у кого нет.

Со стен исчезли фотографии близких, бабушек и дедушек.

Сначала железные двери появились у отдельных квартир. Потом железом стали отгораживать целые площадки. Затем - подъезды. Теперь железные двери и железные заборы отделяют многие дворы, а на всех окнах висят тяжёлые решётки.

Почему это было не нужно двадцать лет назад? И почему, закованный в железо, прижавшийся к дверному глазку напуганным зрачком, я должен чувствовать себя счастливее, чем раньше, когда из дома выходил сразу в улицу?

Мы победили в самой страшной мировой войне, вырвались, Боже ты мой, в космос, провели свет, газ, телефон, радиоточку в каждую квартиру - всего за несколько лет.

И что теперь? Неустанно меняем модели мобильных, модели кофеварок, модели соковыжималок, дверные глазки, дверные ручки, дверные обивки. Об этом мечталось? Отчего мы так быстро устали и разменялись на чепуху? Мы хуже индейцев, отдававших настоящее золото за разноцветные бусики.

Мальчишки больше не хотят на Марс, на луну… Мальчишки хотят сто вторую версию очередной компьютерной игры.

Чтобы мне сказала бабушка, если б я сообщил ей, что у неё половичок на полу неактуальный?

Нас буквально закачали телевизионной ахинеей, где красят, штукатурят и передвигают мебель добры молодцы в спецодежде, а потом варят, жарят и парят что-то на кухне, а потом ещё якобы строят дом («Дом-2») под руководством двух светских девиц - но на самом деле ничего не строят, а только выясняют свои глупые отношения целыми сутками, целыми годами - нашей единственной и неповторимой жизни!

За это её нам дали? Для этого?

(По З. Прилепину)

Задание

  1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту статьи Захара Прилепина «Мой дом - моя глупость». Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов (если объём изложения менее 50 слов, то оно оценивается 0 баллов).
  2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как, с Вашей точки зрения, стоило бы ответить на финальный вопрос автора статьи?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

ГВЭ – 2017 9кл.

Русский язык

Выпускнику предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием.

Сочинение-рассуждение

Образцы комплекта тем сочинений для обучающихся 9-го класса представляют собой темы-вопросы или темы-суждения.

1.Тема-вопрос - такая формулировка тоже не выражает идеи, но указывает прямой путь к ней; н-р, «Почему, с Вашей точки зрения, сегодня так остро стоят вопросы экологии?».

2.Тема-суждение - в такой формулировке уже выражена идея рассуждения, н-р, «Онегин - лишний человек». Тема-суждение - самая лёгкая: она предлагает готовую идею сочинения.

Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборе аргументов для обоснования этой идеи и в расположении материала. Тема-вопрос предполагает большую степень самостоятельности пишущего: он сам определяет идею рассуждения. Причём разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос, следовательно, у каждого будет «своя» идея, каждый подберёт «свои» аргументы для обоснования её. Тема-понятие даёт самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам разрешает её, то есть формулирует основную идею сочинения.

Что такое рассуждение и как его построить

1. Рассуждение - тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Строение текста-рассуждения: 1) тезис; 2) доказательство, то есть аргументы; 3) вывод.

Тезис - это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?

Аргументы и доводы - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Аргументы должны быть убедительными.

Требования к сочинению

1. К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

5. Структура сочинения:

Во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов).

Первый аргумент из российской литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120).

Второй аргумент из российской литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120).

Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

Вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизит. 50 слов).

6. При написании важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Н-р, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку)

8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250 слов. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Образец построения сочинения-суждения

«Книги делают человека лучше...» (И.А.Гончаров)

Во вступлении к сочинению нужно показать своё понимание высказывания известного русского писателя И.А.Гончарова, обратив внимание на ключевые слова темы «книги», «делают лучше ». Высказать своё мнение, определив круг вопросов по данной теме. (Согласиться или не согласиться с суждением писателя.) Н-р: «Всякая ли книга способствует тому, чтобы человек стал лучше?»; «Что значит «стать лучше?»; «Какие нравственные качества книга может воспитать в читателе?», «Какова роль художественной литературы в становлении личности?»

Вступление. В высказывании русского писателя И.А. Гончарова говорится о роли книги в становлении человека. Я полностью согласна с этим утверждением. Действительно, читая хорошие книги, человек становится лучше. Книги - это не только учебники, справочники, энциклопедии, которые несут нам свет знания. Учебниками жизни являются и книги с художественными произведениями. Сопереживание и осмысление прочитанного, несомненно, влияют на наш внутренний мир.

(Образец аргументов в пользу чтения). Великую роль книг в становлении личности можно показать на примере автобиографической повести М. Горького «Мои университеты». Главный герой повести Алёша Пешков считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, остаться человеком среди «неумного племени» семейства Кашириных. Для Алёши книга оказалась силой, поднявшей его над невежеством и неумением. Впоследствии в статье «О книге» А.М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Книга научила героя повести поверить в мечту о прекрасной, осмысленной жизни, смело идти к намеченной цели. Читая книги М.Горького, и сам делаешься сильнее, веришь в лучшее, становишься добрее, человечнее.

Другим важным аргументом в пользу чтения является нравственная ценность художественной литературы. Действительно, уже с раннего детства, слушая в чтении матери сказки Андерсена, Пушкина, Чуковского мы впитываем в себя великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости. Не потому ли в нашей современной жизни так много жестокости, что мы перестали читать, а значит - разучились сочувствовать, сострадать. Душе человеческой нужна духовная пища, иначе она зачерствеет, ожесточится.

Вывод. Таким образом, раздумывая над высказыванием И.А. Гончарова, мы можем сделать вывод, что большая часть художественной литературы посвящена человеку, а потому помогает понять, что представляет собой каждый из нас, что мы должны ценить в жизни, в друзьях… Хорошая книга поможет нам найти своё место среди людей, поможет сделать свой нравственный выбор в пользу добра. 270 слов.

Пример одного из образцов комплекта тем сочинений:

1 . «Книги делают человека лучше...» (И.А. Гончаров)

2. «Жалок тот, кто живёт без идеала» (И.С. Тургенев)

3. Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании.

4. Какие нравственные вопросы ставит М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?

Первые три темы свободные, четвёртая - на литературную тему. В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения обучающиеся могут аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.) В случае выбора четвёртой темы сочинения следует опираться на художественное произведение, формулировать свою точку зрения.

Изложение с творческим заданием

    Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.

    Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории два жды .

    Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции.

    Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов.

    Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста.

    Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

    Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием: сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов, то изложение оценивается 0 баллов); творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то сочинение оценивается 0 баллов).

При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:

    создавать текст в соответствии с заданной темой;

    обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в тексте;

    логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;

    подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;

    осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;

    оформлять текст в соответствии с нормами русского литературного языка.

Пример сокращения текста

Исходный текст

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери , успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (По В. Солоухину)

При работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали:

    текст разделить на абзацы;

    вычленить существенную информацию;

    используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;

    объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость.

Исходный текст

Как сократить

(1) Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. (8 сл)

Оставим без существенных изменений это предложение, так как оно важно в развитии авторской мысли, лишь исключим слово «вот» и заменим словосочетание «(на) земном шаре» словом (на Земле): Тишина - самый большой дефицит на Земле . (6 слов)

(2) Постоянное тарахтенье раз-нообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поез-дов, самолетов , от шума кото-рых современный человек не спасается даже в своем жили-ще, даже ночью оглушают пла-нету и делают её малопригод-ной для жизни. (29 сл )

а) Ряд однородных дополнений заменим обобщающим словам транспорт .

б) Заменим придаточное предложение от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище словосочетанием проникая в дома .

в) Исключим сказуемое оглушают :

Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни . (15 слов)

(3) Но это стоит нервов, нервов и нервов.

(4) И сердца.

(5) И психики. (11 сл)

а) Объединим эти три предложения, оставив союз но , который используется как средство связи с предыдущим предложением.

б) Заменим подчеркнутые слова обобщающим понятием здоровье : Но это стоит здоровья. ( 4 слова)

(6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на зем-ном шаре и валерьянка. (11 сл)

Оставим без изменений это предложение, так как оно продол-жает основную авторскую мысль, лишь заменим словосочета-ние на Земном шаре словом на земле : Поэтому наряду с тиши-ной становится дефицитной на земле и валерьянка. (10 слов)

(7) Прибавьте к этому совре-менные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вды-хает городской житель, приба-вьте ощущение острого цейт-нота, прибавьте переизбыток всевозможной информации.

(8) Прибавьте к этому скучен-ность, обусловленную города-ми, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. (37 сл)

а) исключим

    повторы подчеркнутых слов и близких понятий;

    вводные предложения;

    придаточные предложения

б) заменим часть предложения ядовитые газы, которые ежедневно в больших количествах вдыхает каждый городской житель словосочетанием грязный воздух

в) объединим 7-ое и 8-ое предложения: Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди, городскую скученность, и вы поймёте, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень . (25 слов)

(9) Желая добыть корень под-линной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел её, растущую в тени. (17 сл)

Оставим без изменений это предложение, так как оно продол-жает авторскую мысль, лишь исключим слово там и причаст-ный оборот. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. (13 слов )

10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпа-нных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходи-мое всем нам душевное равно-весие. (33 сл)

а) исключим подчеркнутую часть придаточного предложения: это лишь дополнение к уже известной информации;

определения красивый;

сравнение подобно матери .

Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов)

144 слова

85 слов

Вот текст В. Солоухина в сокращённом нами варианте:

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (85 слов)

Теперь, наряду с содержательным приёмом сокращений текста, необходимо использовать и языковые средства: заменим словосочетание корень подлинной дикой валерианы местоимением его , а местоимение её - словом валериана :

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень .

Желая добыть его, я пошел в лес и нашел валериану. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.

Заменим словосочетание вот растение, которому местоимением ему , слово валериана - словом растение и в итоге получается такой текст:

Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.

Ему надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов)

Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл.

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

При первом чтении:

Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.

Запомните последовательность событий, рассуждений.

Определите количество абзацев, ключевые слова.

Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения

Разделите текст на смысловые части. Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Приёмы сжатия текста

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения - передать основное содержание в краткой форме. Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы , в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:

Исключение

    вводных слов;

    однородных членов предложения;

    повторов;

    однотипных примеров;

    риторических вопросов и восклицаний;

    цитат;

    деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

    пояснений;

    рассуждений;

    описаний;

    слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо

    Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

    Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. - На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)

Обобщение

    парцеллированных предложений (расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков) ;

    ряда предложений;

    связанных одной мыслью, частей предложений;

    конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При обобщении необходимо

    Найти в тексте мелкие, единичные факты.

    Найти в них общее.

    Объединить эти факты на основе общего.

Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. - Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

Замена

    однородных членов обобщающим словом;

    сложного предложения - простым;

    части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

    прямой речи - косвенной;

    части текста - одним предложением;

    части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо

    Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

    Сформулировать получившееся предложение.

Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. - В вагоне электрички было тесно и шумно.

Нельзя удалять из текста:

При сжатии исходного текста необходимо помнить о , к которому относится исходный текст. Если тип речи - описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи - повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи - рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Примерный вариант изложения с творческим заданием

Задание

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка С. Львова «Сострадание».

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос, поставленный автором в тексте: « Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?»

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов .

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Текст для изложения

Сострадание - активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны.

Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде.

Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. I

Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности. 354 сл. (По С. Львову)

Примерные темы сочинений

Вариант 1

1. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»

(К. Д. Ушинский).

2. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его»

(Н. Г. Чернышевский).

3. Каков он, «герой нашего времени»?

(По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вариант 2

1. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).

2. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский)

3. В чём, на мой взгляд, заключается истинная красота?

4.Что позволило М. Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (По пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Вариант 3

1. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете» (Ф. М. Достоевский).

2. «Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра» (Л. Н. Толстой).

3. Есть ли идеалы у современной молодёжи?

4. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А. С. Пушкин своей лирикой?

Вариант 4

1. «Среди искусств, украшающих и тем улучшающих жизнь нашу, одним из самых древних и выразительных является искусство книги» (Н. К. Рерих).

2. «Жизнь скучна без нравственной цели...» (Ф. М. Достоевский)

3. Что означает для меня слово «честь»?

4. Какой предстаёт провинциальная Россия в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Вариант 5

1. «Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают своё жизненное путешествие «дельные и порядочные люди» (А. И. Герцен).

2. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н. М. Карамзин).

3. Благодарная природа и неблагодарный человек.

4. Почему в лирике М. Ю. Лермонтова любовь к родине названа «странной»?

Вариант 6

1. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А. П. Чехов).

2. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М. Ю. Лермонтов)

3. Интеллигентность и образованность - это одно и то же?

4. Жизнь в гармонии с миром природы (по лирическим произведениям русских писателей XIX века).

Вариант 7

1. «Найти свою дорогу, узнать своё место - в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский)

2. «Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи» (Ф. М. Достоевский).

3. «Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, - рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью» (Ф. М. Достоевский).

4. «Двойники» Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Вариант 8

1. «Если ты поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос: как надо самому жить?» (Л. Н. Толстой)

2. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и своё отечество...» (Ф. М. Достоевский)

3. «Интеллигентом нельзя притвориться» (Д. С. Лихачёв).

4. «Век нынешний и век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Вариант 9

1. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души» (Цицерон).

2. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - большой и маленькой» (Д. С. Лихачёв).

3. Как часто в жизни нам приходится делать выбор?

4. Какую роль играет пейзаж в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Вариант 10

1. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись»

(И. С. Тургенев).

2. Какой смысл я вкладываю в понятие «вера»?

3. «В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путём самообразования» (Г. Спенсер).

4. Почему В. Г. Белинский считал роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «вечно юной книгой»?

Примеры из художественной литературы для подтверждения тезисов к сочинениям на ГВЭ

1. Деление людей на богатых и бедных противоестественно, потому что оно заставляет неимущих испытывать лишения и страдания.

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (монолог Чацкого о бесчеловечном отношении помещиков к крепостным: один променял верных слуг на три борзых собаки, другой «на крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей», которые затем были все «распроданы поодиночке»); Н. А. Некрасов: стихотворения «Размышление у парадного подъезда», «На железной дороге»; В. Г. Короленко «В дурном обществе».

2. Безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу.

Фрагмент из сочинения: «В качестве примера можно привести повесть И.С. Тургенева «Муму». Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. По прихоти капризной барыни Герасим вынужден был утопить несчастное животное, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира».

«О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С.А.Есенин в стихотворении «Песнь о собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у неё достаточно молока и на семерых щенков. Горьким упрёком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег».

3. Вмешательство в жизнь природы может обернуться трагедией.

В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (в гибели острова и деревни Матёры угадывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки);

В. П. Астафьев «Царь-рыба» (обличение браконьерства в самом широком смысле этого слова. Браконьер - это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто даёт разрешение на вырубку лесов в городской зоне)... Нарушение равновесия природы и человека несёт угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

4. Нравственные уроки войны не должны быть забыты.

Б. Л. Васильев «В списках не значился» (лейтенант Николай Плужников, приехавший служить в Брест накануне начала войны и даже не успевший стать на воинский учёт, принял неравный бой с врагом и стал одним из последних защитников крепости. Даже враги были поражены его мужеством и несгибаемой волей); повесть «А зори здесь тихие» (Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага); В. В. Быков: повесть «Обелиск» (учитель Олесь Мороз добровольно пошёл на казнь со своими учениками. Бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам); Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Лётчик Алексей Маресьев, герой повести, только благодаря своей воле и мужеству, выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги. Впоследствии герой на протезах вернулся в свою эскадрилью и продолжил летать, доказав всем, что русский человек властен над своей судьбой); М. А. Шолохов: рассказ «Судьба человека» (В рассказе выражено преклонение автора перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. Герой рассказа Андрей Соколов преодолевает смертельные опасности, глубокие внутренние кризисы, вызванные потерей родных и близких. В жизненных испытаниях он всегда сохраняет присутствие духа, достоинство и гордость, открытое доброе сердце)

5.Умение видеть и ценить красоту природы - важнейшее качество духовно развитой личности.

А. С. Пушкин: стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Осень» и др.;

Ф. И. Тютчев: стихотворения «Есть в осени первоначальной...», «Люблю грозу в начале мая...», «Не то, что мните Вы, природа...»; М. М. Пришвин: повесть «Кладовая солнца» (Одно из значений названия «Кладовая солнца - сердце человека… его способность любить, и в этой способности великая правда, которую знал старый Антипыч. Истинное богатство, которое дарит человеку природа - это доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг.); « Лесная капель»…

6. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в поступках.

М. Ю. Лермонтов «Бородино» (Стихотворение «Бородино» пронизано авторскими чувствами любви к Родине, гордости за русских солдат, сожаления к павшим, восхищения стойкостью, мужеством русских в битве за Москву. Истинными победителями в Отечественной войне 1812 года были обыкновенные солдаты, которые решили постоять «головою за родину свою» и защитить страну от захватчиков); Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»; К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака» (Ермак изображён Рылеевым как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена,/ И мы - не праздно в мире жили!»); Н. С. Лесков сказ «Левша» (рассказчик, как и Левша, любит свою Родину, годится её замечательным прошлым и настоящим, думает о её будущем, уважает русскую веру, обычаи. Тульский мастер Левша отказывается остаться в Англии, где оценили его мастерство. Несладко ему живётся, но для него главное - любимая работа и Родина); А. Т. Твардовский: поэма «Василий Тёркин» (герой поэмы -патриот «стороны своей родной», который «ради жизни на земле» готов вынести непомерные тяготы воинских будней: В бой, вперёд, в огонь кромешный, Он идёт, святой и грешный, Русский чудо-человек...)

7. Труд - основа человеческой жизни.

Использовать пословицы в качестве аргументов: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи», «Терпение и труд всё перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

8. Того, кто живёт обманом, рано или поздно ожидает наказание.

Пословицы: «Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься», «И с умом воровать - беды не миновать», «Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить».

9. Художественная литература - это важнейший источник духовного развития личности.

Сказки, стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина (учат ребёнка добру, пониманию того, что есть красота, указывают путь к духовным высотам). Одно из писем известного учёного Д. С.Лихачёва посвящено очень серьёзной проблеме современного общества: снижению интереса к чтению, особенно среди молодежи. В очерке «Любите читать!» учёный Д. С. Лихачёв пишет о том, что книга не только развивает ум, но и совершенствует душу, пробуждает эмоции, учит нас сочувствию, сопереживанию. Особую роль Лихачёв отводит классической литературе, в которой можно найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни. О назначении человека, о любви и о многом другом, что волнует каждого из нас.



Поделиться