Народные училища. Значение словосочетания «главные народные училища "Народные училища" в книгах

Разработки 1760-70гг. способствовали созданию важнейшего документа "Устава народных училищ" 1786 года. Основным источником для него явился австрийский школьный устав 1774г.

Устав стал плодом четырехлетней работы "комиссии об учреждении училищ", созданной указом от 7 сентября 1782г. в составе: секретаря П.В. Завадовского, академика Ф.И. Эпинуса и тайного советника П.И. Пастухова. Важнейшую роль в работе комиссии сыграл Федор Иванович Янкович, серб по происхождению, имевший большой опыт по реорганизации школы в Венгрии.

Еще до окончательного утверждения Устава (5 августа 1786г.) в апреле 1786г. последовало повеление Екатерины II об организации в 25 городах Российской империи главных народных училищ, в том числе и в Петрозаводске.

Екатерининская школа, как и школа петровская, была государственной, но имела и еще две важных особенности: она стала общеобразовательной и бессословной.

Для создаваемых школ была организована подготовка учителей через учительскую семинарию, преподавателями которой стали профессора и адъюнкты Российской Академии Наук. Всего было подготовлено 100 учителей.

В Петрозаводске главное народное училище было открыто 22 сентября 1786г., в число учащихся было зачислено 95 детей (из них только 4 девочки). В следующем 1787г. малые народные училища (начальные школы) были открыты в уездных городах Олонецкой губернии Каргополе, Вытегре и Олонце.

В главном (губернском) народном училище изучались: чтение, письмо, Закон Божий, рисование, грамматика, российская география и российская история, всеобщая география и всеобщая история, латинский язык, архитектура, учение о должностях человека и гражданина. В малых (уездных) народных училищах - чтение, письмо, арифметика и Закон Божий.

Ряд родителей Петрозаводска предпочитали обучать детей частным образом, не желая отдавать их в главное народное училище. При приеме в училище многие дети были зачислены во второй и третий классы (при четырехлетнем курсе обучения).

Существовавшие еще ранее в Петрозаводске частные школы, учителями в которых являлись грамотные люди разного звания: купцы, мещане, чиновники, мастеровые, (даже женщины занимались обучением мальчиков), составляли реальную конкуренцию Главному народному училищу. Ученики частных педагогов неохотно шли в новое училище и часто возвращались к своим старым учителям.

То, что некоторые дети после открытия училища вновь возвращаются к своим прежним приватным (частным) учителям может быть объяснено некоторыми весьма существенными недостатками екатерининской государственной школы.

Нельзя не сказать и об этих недостатках. Это:

1. Отсутствие центрального органа управления образования.

2. Отсутствие определенного бюджета из государственных средств на народное образование.

3. Отсутствие достаточного контингента учителей и учреждений, которые готовили бы педагогический персонал.

4. Отсутствие преемственности между низшей и следующими школьными ступенями.

5. Несовершенство программ училищ.

Самым важным итогом в развитии образования в XVIII веке явилось создание единой общероссийской школы: государственной, общеобразовательной и бессословной.

школы - в дореволюционной России - название начальных училищ, доступных для масс. В 1786- 1804 гг. официальное название малых и главных Н. У., с 1864г.кН. У. (официальное название - начальные Н. У.) отнесены начальные школы всех ведомств, частных лиц и общественных организаций, в том числе земств, а также воскресные школы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Народные училища

официальное название гл. и малых Н.У., действовавших по Уставу 1786. Главные Н.У. - 4-кл. с 5-годичным сроком обучения, открывались в губ. г. На У. действовали в Вятке и Перми (с 1786), Уфе (с 1789, в 1797 переведено в Оренб.). Малые Н.У. - 1-2-кл., открывались в у. ц. В 1789 1-кл. Н.У. были открыты в Екат., Кунгуре, Чердыни (до 1792), Соликамске, Ирбите, Верхотурье (Перм. губ.); 2-кл. - в Оренб. (с 1797 в Уфе), Челяб.(с 1794 переведено в Бузулук из-за недостатка уч-ся) (Уфимск. губ.); в 1787 - в Слободском, 1790 - Котельниче, Нолинске, Сарапуле (Вятская губ.). Осн.ч. уч-ся составляли выходцы из низших сословий в возрасте от 6 до 20 лет. На У. кол-во уч-ся в Н.У. колебалось от 16 до 166. Впервые для нар. школ была введена шир. типовая программа: чтение, письмо, чистописание, арифметика, рисование, дополнительно в гл. Н.У. - история, география, основы геометрии, механики, физики, естествознания, архитектуры, священная история. В гл. Н.У. Перми и Уфы были направлены для преподавания выпускники учительской семинарии Петерб.; в Вятку - из духовных семинарий Москвы, Твери, Казани, Вятки; в малые Н.У. - выпускники гл. Н.У. и Вятской, Тобольской семинарий. В нач. XIX в. гл. Н.У. преобразованы в гимназии, малые Н.У. - в у. уч-ща. С 1864 к Н.У. (официальное назв. - нач. Н.У.) отнесены нач. школы всех ведомств, частных лиц и обществ. орг-ций, в т.ч. земств, а также воскресные школы. Лит.: Сафронова А.М. К истории народных училищ Урала второй половины XVIII в. // Вопросы истории Урала. Свердловск, 1975. Сафронова А.М.

19 июля 1864 года было утверждено "Положение о начальных народных училищах". По этому "Положению" цель начальных народных училищ определялась так: "Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания". К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц.

В начальных школах преподавались закон божий, чтение "пo книгам гражданской и церковной печати", письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в "Положении" не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в "Положении" и возраст учащихся.

Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых училища содержались. Обычно оно было бесплатным.

Учителями начальных училищ по "Положению" 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, если "получали на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известных".

Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода.

Для руководства учебно-воспитательной работой школ (кроме церковноприходских) на местах по "Положению" 1864 года учреждались уездные и губернские училищные советы. В состав уездного училищного совета входили: представитель от министерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа, обычно учитель гимназии или смотритель уездного училища), представитель от министерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, т. е. начальник уездной полиции), представитель духовного ведомства (священник, по назначению архиерея), два представителя от уездного земства (выбирались на уездном земском собрании), представитель городского самоуправления. Председатель уездного училища совета избирался из числа членов совета.

Уездный училищный совет руководил начальными школами, давал разрешения на открытие, перевод и закрытие этих школ, назначал и увольнял учителей. Губернский училищный совет (состоял из архиерея -- председатель совета, губернатора, губернского директора училищ и двух представителей от губернского земства) рассматривал главным образом жалобы на постановления уездных советов данной губернии.

В "Положении о начальных народных училищах" видна двойственность школьной реформы, заключавшаяся в ее буржуазном характере и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования. Новыми были замена крепостнически-сословной начальной школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать народные училища органам местного самоуправления (земствам, городам), обществам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальных органов руководства школами. Наряду с этими сохранялись церковноприходские школы. На первый план при определении цели народных училищ выдвигалось распространение религиозно-нравственных знаний. Церковники допускались к преподаванию без каких-либо удостоверений, тогда как светские лица -- только по получении удостоверений о их подготовленности, нравственности и благонадежности.

Народные училища - образовательные учреждения в дореволюционной России .

Согласно Уставу о народных училищах для всех городов Российской империи от 5 августа 1786 г. были организованы Главные и Малые народные училища . Во время школьной реформы 1804 года Главные народные училища преобразованы в гимназии , а Малые в Уездные училища .

Начальные народные училища были созданы в 1864 году и давали только начальное образование. К ним относились земские школы , различные ведомственные и частные школы, а также церковно-приходские и воскресные школы . Их деятельность регулировалась Положением о начальных народных училищах, принятом в 1874 году.

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся:

1) Ведомства духовного: церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.
2) Ведомства министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частью на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания.
3) Других ведомств: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм.
4) Все общие воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословия обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: а) закон божий (краткий катехизис) и священная история; б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

Положение о начальных народных училищах (1874 г.)

Заменены в 1918 году едиными трудовыми школами.

Напишите отзыв о статье "Народные училища"

Ссылки

  • Главные народные училища - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Народные училища

Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.

Поделиться