Томский государственный университет. Полное наименование системы и её условное обозначение. Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы

Томск, просп. Ленина, 36. Психология, социальная работа. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 474) См. также Университеты Ч489.514(2)7 …

- (ТУСУР) Международное название Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TSU of CSR) … Википедия

Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники - Томск, просп. Ленина, 40. Социальная работа. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 474) См. также Университеты Ч489.514(2)7 … Педагогический терминологический словарь

Факультет прикладной математики и кибернетики Томского государственного университета (ФПМК ТГУ) организован с 1970 71 учебного года. Основная идея учебного плана факультета осуществить выпуск специалиста, который должен уметь: строить… … Википедия

- (ТГПУ) Международное название … Википедия

- (ТГАСУ) Международное название Tomsk state University of Architecture and Building (TSUAB) Год основания 5 июня 1952 года … Википедия

Томский Государственный Педагогический Университет - Томск, Комсомольский просп., 75. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, валеология. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.… … Педагогический терминологический словарь

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сургутский государственный университет Ханты Мансийского автономного округа Югры (ГБОУ ВПО СурГУ ХМАО Югры) Международное название Surgut State University … Википедия

Книги

  • Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы XX века , Сосковец Л.И.. В монографии впервые исследуется комплекс религиозных организаций Западной Сибири в 1940-1960-е гг. Выясняется поликонфессиональный характер западносибирского региона, выявляются размещение…
  • Методология науки. Сборник трудов Всероссийского философского семинара. Выпуск 5. Проблемы типологии метода , . В сборнике представлены труды участников пятой сессии постоянно действующего Всероссийского семинара `Методология науки` (апрель 2002 г.). Семинар проводится в Томском государственном…

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на Образовательный портал ТГУ,

обеспечивающий учебными сайтами ЭП 30/70 и БФГ

(Образовательный портал v 1.0)

1. Общие сведения 3

1.1. Полное наименование системы и её условное обозначение 3

1.2. Наименование разработчика и заказчика 3

1.3. Основания для разработки системы 3

1.3.1. Перечень документов, регламентирующих автоматизируемую деятельность 3

1.3.2. Перечень документов, регламентирующих разработку системы и ТЗ 3

1.3.3. Перечень классификаторов, используемых при разработке системы 4

1.4. Определения и сокращения 4

1.5. Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы 5

1.6. Порядок оформления и предъявления результатов работ 5

2. Назначение и цели создания (развития) системы 5

2.1. Назначение системы 5

2.2. Цели создания системы 6

3. Характеристика объекта автоматизации 6

3.1. Тольяттинский государственный университет 6

3.2. Экспериментальные площадки ТГУ 7

3.3. Действующие и внедряемые АИСУ ТГУ 7

4. Требования к системе 8

4.1. Требования к системе в целом 8

4.1.1. Требования к интеграции модулей системы 8

4.1.2. Требования к интеграции системы со смежными системами 10

4.1.3. Требования к структуре и функционированию ядра образовательного портала 10

4.1.3.1. Единое пространство данных 10

4.1.3.2. Подсистема аутентификации 12

4.1.3.3. Подсистема интерфейса 12

4.1.3.4. Подсистема информационных сообщений 14

4.1.3.5. Подсистема контекстных ссылок 14

4.1.3.6. Подсистема архивирования данных 14

4.1.4. Требования к стилю портала 15

4.1.5. Требования к режимам функционирования и надёжности системы 15

4.1.6. Перспективы развития, модернизации системы 15

4.2. Требования к функциям, выполняемым системой 16

4.3. Требования к видам обеспечения 16

4.3.1. Требования к информационному обеспечению 16

4.3.2. Требования к программно-техническому обеспечению 17

4.3.3. Требования к организационному обеспечению 17

5. Состав и содержание работ по созданию системы 18

6. Внедрение системы 18

6.1. Порядок контроля и приемки системы 18

6.2. Требования на документирование системы 18

6.3. Требования к персоналу 19

1. Общие сведения

1.1. Полное наименование системы и её условное обозначение

Образовательный портал ТГУ, обеспечивающий учебными сайтами экспериментальные площадки 30/70 и БФГ.

Условное обозначение системы: Образовательный портал v1.0

1.2. Наименование разработчика и заказчика

Заказчик: ГОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет" в лице ректора Жилкина С.Ф.

Исполнитель: Центр новых информационных технологий Тольяттинского государственного университета в лице заместителя директора по информационным образовательным технологиям Боюра Р.В.

1.3. Основания для разработки системы

1.3.1. Перечень документов, регламентирующих автоматизируемую деятельность

Наименование документа

Номер документа

Дата принятия

Закон РФ Об образовании"

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Гражданский кодекс РФ

Трудовой Кодекс РФ

Устав ГОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет"

С изменениями и дополнениями от 28.02.2006

Положение об экспериментальной площадке ТГУ

Решение №340

Ученый совет ТГУ

Программа развития Тольяттинского государственного университета на 2006-2007 гг. и до 2008 г. включительно

Решение №489

Ученый совет ТГУ

1.3.2. Перечень документов, регламентирующих разработку системы и ТЗ

1. ГОСТ 24.104-85 "Автоматизированные системы управления. Общие требования".

2. ГОСТ 34.201-89 "Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем".

3. ГОСТ 34.601-90 "Автоматизированные системы. Стадии создания".

4. ГОСТ 34.602-89 "Техническое задание на создание автоматизированной системы"

1.3.3. Перечень классификаторов, используемых при разработке системы

Наименование документа

Номер документа

Организация, принявшая документ

Дата принятия

Единые классификаторы и справочники информации интегрированной автоматизированной информационной системы сферы образования

Письмо № 34-51-53ин/01-11

Министерство образования РФ

Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования

Приказ №4

Минобрнауки РФ

Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН)

ВНИИКИ, Управление статистических стандартов и классификаций Госкомстата

Ведётся постоянно

Классификаторы информационных ресурсов сферы образования (/classifiers/)

1.4. Определения и сокращения

АИСУ – автоматизированная информационная система управления, принятый в ТГУ термин для обозначения информационной системы, автоматизирующей какую-либо часть деятельности Университета (какие-то бизнес-процессы либо деятельность каких-либо подразделений). При разработке образовательного портала предпочтительнее говорить не о нескольких разрабатываемых АИСУ, а о разработке единой интегрированной АИСУ учебного процесса, построенной по модульному принципу.

Аутентификация – технология, позволяющая убедиться, что с системой работает именно этот пользователь. Стандартный способ определения - запрос имени/пароля, более надёжные но дорогие способы - магнитные карты, биометрия и др.

Бизнес-процесс – устойчивая последовательность операций для достижения определённых бизнес-целей. Традиционные бизнес-процессы, выделяемые в производстве – это снабжение, управление кадрами, абжение, склад, начисление выделяемые в производстве - это рить не о нескольких разрабюатываемых АИСУ 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 производство товара и т.д. В образовательной деятельности можно выделить такие бизнес-процессы, как методическая работа (разработка учебных курсов), разработка образовательных программ, семестровое планирование, составление расписания, проведение учебных курсов и т.д.

Заглушка – временный макет будущего модуля образовательного портала, предоставляющий необходимые для работы других модулей данные. Вместо разработки полноценных функциональных мест в заглушке проектируется структура данных, которая затем вручную наполняется администратором портала.

Модуль – согласно определению Merriam-Webster Dictionary, "any in a series of standardized units for use together", то есть "любая в серии стандартизованных частей, предназначенная для совместной работы". В разработке АИСУ учебного процесса модуль – это часть информационной системы, автоматизирующая один или несколько бизнес-процессов , интегрированная с другими модулями, но разрабатываемая таким образом, чтобы в случае своей переделки не затрагивать другие модули.

Нейминг – этап разработки фирменного стиля, придумывание звучного и запоминающегося названия (словесной торговой марки).

Портал - слово "портал" пришло в Интернет из архитектуры в значении "главный вход". Имеется в виду сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Интернете, который он делает стартовой страницей своего браузера. Портал должен сочетать веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей (Интернетско-русский разговорник, Яндекс.Словари).

СУБД – система управления базами данных.

ТГУ - Тольяттинский государственный университет.

Шлюз – временный модуль образовательного портала, предназначенный для получения данных из уже разработанной или разрабатываемой АИСУ. Представляет собой структуру данных, требуемых для работы других модулей, и систему синхронизации с данными существующей АИСУ.

1.5. Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы

Плановое начало выполнения работ: 01.05.2006 г.

Плановое окончание работ: 31.08.2006 г.

1.6. Порядок оформления и предъявления результатов работ

Итогом разработки становится функционирующий портал, отвечающий предъявляемым к нему функциональным требованиям, и обученная группа преподавателей и тьюторов, которые будут проводить учебные курсы 30/70 и БФГ с поддерживающим их сайтом.

2. Назначение и цели создания (развития) системы

2.1. Назначение системы

Образовательный портал v1.0 предназначен для обеспечения учебных курсов 30/70 и БФГ, запускаемых с сентября 2006 г., телекоммуникационной поддержкой при помощи сайтов. Подробнее об экспериментальных площадках 30/70 и БФГ см. п.3.2. Экспериментальные площадки ТГУ.

2.2. Цели создания системы

Целью разработки образовательного портала является создание в Тольяттинском государственном университете виртуальной образовательной среды, важной характеристикой которой является плотность информационного пространства и интенсивность коммуникационных потоков.

Срок реализации большого проекта – 3…5 лет. Но уже на первом этапе, решающем достаточно ограниченные задачи, в ядро разрабатываемого портала закладывается ряд ключевых решений, позволяющих развивать его в следующих версиях. Подробнее об этом см. п. 4.1.1. "Требования к структуре и функционированию ядра образовательного портала".

Поскольку для профессорско-преподавательского состава организация учебной деятельности в виртуальной среде непонятна и непривычна, необходимо не только обеспечить автоматизацию существующих в Университете бизнес-процессов, таких, как выставление посещаемости, выдачу учебных заданий и т.д. Запуск образовательного портала ТГУ – это социальный проект, и в проектируемой виртуальной образовательной среде должно быть удобно жить и действовать всем участникам учебного процесса – студентам, преподавателям, ассистентам, тьюторам, методистам, администраторам.

3. Характеристика объекта автоматизации

3.1. Тольяттинский государственный университет

Тольяттинский государственный университет создан в 2001 году на базе Тольяттинского политехнического института (основан в 1951 году) и Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета (основан в 1988 году). В 2002 году ректором вуза был избран Сергей Федорович Жилкин.

Тольяттинский государственный университет включает в себя четыре института: автомеханический, физико-технический, гуманитарный и педагогический, 7 факультетов, 70 кафедр, Управление научных исследований и ряд дочерних учебных, научных и производственных подразделений. Все факультеты и кафедры оснащены учебными лабораториями, компьютерными классами.

В университете работают более 1500 сотрудников, включая 758 человек профессорско-преподавательского состава, в том числе 60 докторов наук, 421 кандидата наук.

Численность студентов более 13000 человек.

Университет расположен в 11 корпусах в Центральном и Автозаводском районах города. Общая площадь учебных и вспомогательных корпусов составляет более 100 тыс. кв. метров. Площадь, которую занимает университет, составляет более 75 тыс. кв.м. 3 общежития, 4 спортивных зала, 3 столовых на 996 посадочных мест, 7 буфетов, турбаза, издательский центр. Библиотека с фондом более 800 тыс. экземпляров, шесть читальных залов на 260 читательских мест.

Университет обеспечивает своим студентам прохождение ознакомительной, производственной и преддипломной практики в полном объеме.

Выпускникам выдается диплом государственного образца.

Работают подготовительные курсы, курсы переподготовки и повышения квалификации, аспирантура.

3.2. Экспериментальные площадки ТГУ

В течение трёх последних лет в ТГУ развёрнут ряд экспериментальных площадок по апробации и внедрению новых форм организации учебного процесса. Экспериментальная площадка определена как "форма организации экспериментальной деятельности по разработке и реализации социально значимых проектов, определяющих стратегию развития университета".

Образовательная технология "30/70" предполагает разделение аудиторных часов, предусмотренных нынешним учебным планом, таким образом, чтобы не более 30% этих часов приходилось на аудиторную работу преподавателя со студентами, а оставшиеся 70% приходились на организованную самостоятельную работу студентов. Образовательная технология предполагает снижение лекционных занятий и соответствующее увеличение времени на самоподготовку студентов, а также текущий и выходной контроль уровня их подготовки. К настоящему времени по технологии "30/70" работают 11 экспериментальных площадок.

Блок функциональной грамотности ("БФГ") – цикл дисциплин первого года обучения в ТГУ, единый для всех специальностей и направлений подготовки. Назначение цикла БФГ – постановка базовой функциональной грамотности, необходимой для дальнейшего обучения в Университете. В число дисциплин БФГ на сентябрь 2006 г. входят "Основы самоорганизации", "Русский язык и культура речи", "Основы компьютерной грамотности", "Основы работы в Интернет".

В сентябре 2006 года начинается первый этап массового внедрения в учебный процесс ТГУ образовательных продуктов, разработанных по технологии 30/70 и для Блока функциональной грамотности. Каждый учебный курс БФГ будут проходить ориентировочно 300…1000 студентов, а через год, в сентябре 2007 г. – весь поток первого курса. Обслуживание такого количества студентов должно проходить с использованием современных телекоммуникационных технологий – поставлена задача разработать сайты учебных курсов. При этом очевидно, что разработка для каждого курса отдельного сайта неэффективна, необходимо создание системы поддержки учебного процесса с возможностью быстрого и удобного добавления в неё новых учебных курсов.

Курсы БФГ и 30/70 – это только «первые ласточки» в будущей системе организации учебного процесса в ТГУ. Реализация тезисов практикоориентированного обучения, привлечения работодателей к разработке образовательных стандартов и «ТГУ – градообразующий фактор» с неизбежностью приводит к необходимости серьёзной переработки существующих и разработки учебных курсов, инновационных как по содержанию, так и по форме. Осуществлять управление процессом методических разработок можно только при условии разработки целой системы методических стандартов и перевода их на технологическую основу.

3.3. Действующие и внедряемые АИСУ ТГУ

В Тольяттинском государственном университете внедрены и сопровождаются или находятся в стадии разработки/внедрения следующие информационные системы:

«Отдел кадров сотрудников» – приём, увольнение, перевод, штатное расписание, подразделения и их состав и т.д. Формирует актуальную базу данных сотрудников.

«Отдел кадров студентов» и «Деканаты» – регистрация студентов, распределение по группам, перевод с курса на курс, между специальностями и группами, академический и декретный отпуска, вывод отчётов, включая диплом о высшем образовании. Формируют актуальную базу данных студентов.

«Кафедры» – автоматизации документооборота кафедры, система находится в стадии разработки технического задания.

«Тестирование АСТ-Центр» – проведение тестов в соответствии с расписанием в компьютерных классах. Требует данные о составе студентов и о расписании тестов. Формирует данные об итогах тестирования.

«Учебные планы (Шахты)» – база данных учебных планов специальностей. Описывается состав дисциплин по блокам, семестрам, привязываются преподаватели, рассчитывается нагрузка студентов и преподавателей. Формирует данные о том, какие учебные дисциплины в каком семестре каким специальностям должны быть прочитаны. Никак не учитывает особенности перехода на асинхронную кредитно-модульную систему, хотя включает возможность оценить дисциплины в кредитах.

«АВТОРасписание» – составление расписания. Требует данные о семестровых планах, актуальную базу студентов, преподавателей, аудиторного фонда. Проверяет составленное расписание на непересечение по людям и аудиториям. Формирует данные о том, какое занятие в какой аудитории с какими преподавателями и студентами будет проводиться.

«Приёмная комиссия» – работа приёмной комиссии, регистрация абитуриентов, результаты сдачи ими вступительных экзаменов, рейтинги, зачисление.

«Документооборот» – автоматизации работы канцелярии, подготовка, согласование, подпись, рассылка приказов. Через "Документооборот" происходит интеграция между собой различных разрабатываемых АИСУ.

«Отчёты» – подготовка отчётов для Министерства образования и науки и других контролирующих инстанций. Автономный модуль, не предоставляющий значимых для других модулей данных.

4. Требования к системе

4.1. Требования к системе в целом

4.1.1. Требования к интеграции модулей системы

Принципиальная архитектура образовательного портала должна быть модульной и позволять:

    разрабатывать отдельные модули и расширять их функциональность без кардинальной переработки ранее разработанных модулей;

    обеспечивать инкапсуляцию структуры данных и кода внутри отдельных модулей, и тем самым позволить разрабатывать отдельные модули разными командами разработчиков.

Весь состав модулей, интегрированных в составе образовательного портала, можно условно разделить на три группы:

1. Модули, которые необходимо полностью разработать для версии портала 1.0 к сентябрю 2006 года. Это модули "Обучение", "Форум", "Электронное хранилище учебных материалов", "Тесты, тренинги и задания", "Сайты".

2. Модули, которые будут в полном объёме разработаны в следующих версиях портала, но данные которых необходимы для работы модулей первой группы. Это модули "Разработка образовательных программ", "Семестровое планирование и выбор курсов", "Методическая работа", "Учет аудиторного фонда".

3. Существующие либо разрабатываемые АИСУ, которые уже сейчас начинают формировать актуальные данные для работы модулей первой группы. Это АИСУ "Отдел кадров студентов", "Отдел кадров сотрудников", "Деканаты", "Расписание". Для этих модулей разрабатывается структура требуемых данных и система синхронизации.

На схеме 1 показаны различные варианты взаимодействия с ядром образовательного портала.

Схема 1. Взаимодействие интегрируемых модулей с ядром ОП

При разработке ОП v1.0 для модулей второй группы разрабатываются "заглушки" ("stubs"), в которых имеется только структура данных, которые эти модули будут предоставлять, и простые рабочие места для их заполнения. Для работы образовательного портала необходимы следующие данные:

    от модуля "Семестровое планирование" – информация о том, какие студенты какие учебные курсы проходят в текущем семестре;

    от модуля "Методическая работа" – информация о внутреннем устройстве учебных курсов БФГ и 30/70 – состав их учебных единиц, список методических материалов, тип зачётного мероприятия, система оценивания;

    от модуля "Учёт аудиторного фонда" – актуальная база данных аудиторий с указанием их расположения (корпус, этаж);

    от модуля "Расписание" – информация о выставленных в расписание аудиторных занятиях.

В дальнейшей нужные модули смогут разрабатываться без изменения модулей первой группы.

4.1.2. Требования к интеграции системы со смежными системами

Для интеграции с существующими АИСУ кроме «заглушек» в виде структур данных должны быть разработаны «шлюзы» («gates») для того, чтобы уже существующие в этих системах данные могли передаваться в ядро образовательного портала. Синхронизация через шлюзы должна осуществляться с периодичностью, требуемой для эффективной работы портала (не реже одного раза в сутки).

4.1.3. Требования к структуре и функционированию ядра образовательного портала

4.1.3.1. Единое пространство данных

Схема 1. Единое пространство данных модулей

Ядро обеспечивает единое пространство данных и разделение доступа к данным разных модулей. Каждый модуль имеет независимый доступ к своему пространству БД, своё пространство для размещения серверных скриптов, унифицированным образом взаимодействует с модулем интерфейса и пользуется подсистемами ядра. При необходимости модули могут предоставлять друг другу данные с ограничением доступа различными способами – на таблицы по чтению, на определённые поля или записи, предоставляя доступ к функции либо предоставляя View, в том числе из нескольких таблиц.

В области данных ядра располагается информация об основных параметрах зарегистрированных пользователей системы (id, ФИО, пол, дата рождения, login, пароль, фотография) и служебная информация, необходимая для регистрации других модулей. По идентификатору пользователя, зашедшего на портал под именем / паролем, любой модуль может узнать ФИО, пол, дату рождения пользователя.

Такая организация доступа к данным модулей обеспечивает возможности независимой разработки модулей различными группами разработчиков, а также наращивание функциональности одного модуля без изменения других. Сквозная видимость данных администратором СУБД позволяет реализовывать сквозную индексацию, ссылочную целостность, единообразную систему архивации данных.

4.1.3.2. Подсистема аутентификации

Каждый сотрудник, студент либо другой авторизованный пользователь (абитуриент, работодатель и т.д.) должен иметь постоянный идентификатор. Для входа в систему пользователь пользуется двумя строками – login и пароль. Первоначально все login-ы создаются из идентификаторов пользователей, затем отдельным категориям пользователей предоставляется возможность сменить login. Система обеспечивает неповторяемость login-ов, включая резервирование специальных login-ов для администраторов системы.

Система должна обеспечивать защиту передаваемого по сети пароля защищённым соединением. Система должна обеспечивать возможность восстановления забытого пароля через email при помощи контрольного слова, введённого пользователем. Система должна обеспечивать эффективные способы защиты от подбора пароля, включая стандартные типы хакерских атак.

Должна быть реализована возможность заводить группы пользователей с целью раздачи прав не отдельным пользователям, а сразу группам. Должны быть разработаны правила разрешения конфликтов прав, если права, выделенные индивидуальному пользователю и ему же как члену группы, разнятся. Ряд групп (группы, специальности, года обучения студентов, группа, проходящая курс, подразделения сотрудников и т.д.) создаётся глобально. Будучи созданными в каком-то определённом модуле («Семестровое планирование», «ОК студентов» и т.п.) они становятся доступными всем остальным модулям. Кроме групп, ядро обеспечивает модулям доступ к ряду дополнительных атрибутов пользователя, таких, как время суток, откуда был осуществлён вход (из компьютерной сети Университета или через Интернет) и др.

Авторизацию пользователей каждый модуль производит самостоятельно. Роли в модулях могут присваиваться для работы с отдельными объектами, с учётом их иерархии. Так, модератор может быть назначен на тему, раздел или весь форум, и т.п. В зависимости от роли могут быть доступны те или иные функции на странице, видна та или иная информация, либо полностью недоступны те или иные страницы. Ядро системы должно предоставлять модулям набор стандартных функций для организации простой авторизации. Интерфейс системы должен по возможности не показывать пользователю ссылки на те функции, которые он не авторизован использовать.

Все сессии пользователей должны журналироваться для статистических целей.

4.1.3.3. Подсистема интерфейса

Портал предоставляет пользователям рабочие места в образовательной среде, которые должны строиться по классическим правилам построения интерфейсов:

    рабочее место должно помогать решать задачи, а не становиться задачей само;

    у пользователя не должно возникать подозрение, что система тупая;

    у пользователя не должно возникать сомнений, что его считают тупым.

Интерфейс должен обеспечивать следующие постоянные по месту размещения на страницах портала функциональные зоны:

    корпоративная идентификация (фирменная символика ТГУ, образовательного портала, возможно, визуальная идентификация разделов портала), размещается на каждой странице на достаточно небольшой площади;

    служебная информация – счётчики, копирайты, обратная связь, размещается в нижней части каждой страницы;

    главное меню – иерархический список доступных пользователю функций, размещается в левой части страницы, включает в себя возможность пользователю добавлять быстрые ссылки на наиболее часто помещаемые им страницы;

    лента информационных сообщений (см. 4.1.3.4 "Подсистема информационных сообщений") – может также информировать пользователя о том, что в процессе работы появились новые сообщения, размещается в правой части страницы (кроме стартовой страницы портала, на которой лента размещается в рабочей области модулей);

    рабочая область модулей – в неё различные модули реализуют свой интерфейс с пользователем и выводят информацию, размещается в центре каждой страницы портала;

    сервисная зона – в ней размещается ряд иконок, обеспечивающий возможность распечатать страницу, зарегистрироваться под именем / паролем, получить помощь по текущей странице, располагается в правом верхнем углу экрана.

Все функциональные зоны кроме рабочей области реализуются подсистемой интерфейса, разрабатываемые же модули лишь централизованно регистрируются в них. Каждая функциональная зона располагается в прямоугольной области с титульным заголовком. Должна быть обеспечена возможность сворачивания ненужных пользователю зон (кроме сервисной и рабочей области модулей) и полностью левой и правой части экрана для максимально полного использования пространства экрана. При необходимости подсистема интерфейса предоставляет возможность модулям автоматически вызывать эту функцию.

Интерфейс должен обеспечивать возможность настройки пользователем размера экранных шрифтов.

Интерфейс должен обеспечивать возможность пользователю оптимальное по скорости выполнение требуемых от него функций, в том числе возможность эффективного ввода при помощи клавиатуры, использование справочников и подсказок, "мастеров" выполнения сложных последовательностей операций, возможность сортировок.

Интерфейс должен обеспечивать мгновенную обратную реакцию на действия пользователя. В случае выполнения длительных операций на экране должно появляться предупреждение о том, что, возможно, потребуется ожидание.

Все типовые способы взаимодействия с пользователем (сообщение об ошибке, предупреждение об опасном действии, информация о неверно заполненной форме и т.д.) должны происходить единообразно во всех модулях, работающих в составе образовательного портала.

Группа разработчиков интерфейса должна обеспечить обратную связь с пользователями для приёма предложений и замечаний по устройству рабочих мест пользователей.

Не требуется сохранение функциональности при просмотре портала другими версиями броузеров, включая Lynx, с отключенным JavaScript, отключенными cookies, при помощи WebTV и на других мониторах разрешением ниже 800x600px.

4.1.3.4. Подсистема информационных сообщений

Должна быть разработана система внутренних сообщений между пользователями, включая сообщения, автоматически присылаемые пользователям при событиях в различных модулях. Так, преподаватель, ведущий курс, должен оперативно получать на своё рабочее место сообщение о том, что отдел кадров студентов или деканат зарегистрировал нового студента в группе, у которой преподаватель ведёт учебный курс; преподаватель должен иметь возможность видеть, сколько непроверенных студенческих работ его ожидает, и т.д. Каждый модуль должен предоставлять список событий, при которых он способен генерировать сообщения, а при проектировании рабочего места должна быть возможность указать, какие события должны приходить всегда, от каких пользователь может «отписаться», а на какие «подписаться».

Должна быть обеспечена возможность доставки агрегированных сообщений, когда пользователю сообщается о суммарном количестве произошедших событий, например, общее количество новых публикаций на сайтах подразделений по интересующим его темам. Для реализации этой возможности создаётся единый тематический каталог Университета, к которому привязываются все новые публикации на форуме, сайтах подразделений и их новостных лентах, в следующих версиях портала – в электронной библиотеке. Структура каталога поддерживается Медиа-центром ТГУ.

Присылаемые пользователю сообщения должны иметь определённый срок жизни в днях, после чего они, будучи непрочитанными, автоматически убираются из списка в архив. Должны быть обеспечена возможность убирать сообщение из списка по его прочтению, либо действием пользователя. Должна быть реализована система приоритетов сообщений и автоматическая сортировка по приоритету. В дальнейших версиях портала должна быть реализована возможность выбора (как разработчиками, так и пользователем) различных каналов доставки сообщений – в зону контекстных ссылок портала, по ICQ, при помощи SMS.

4.1.3.5. Подсистема контекстных ссылок

В процессе работы в модулях АИСУ портал должен предоставлять пользователю возможность перехода на другие материалы или функции, важные в данном контексте. Например, при просмотре учебных заданий студент должен получить возможность быстро перейти на расписание других занятий преподавателя с тем, чтобы подобрать удобное время консультации. При переходе из просмотра учебных материалов по курсу на форум должна оставаться возможность быстро вернуться обратно к учебному курсу. Подсистема контекстных ссылок должна обеспечивать сохранение контекста работы пользователя при его перемещении по порталу и предоставлять возможность одним модулям предоставлять ссылки на свои страницы из других модулей.

4.1.3.6. Подсистема архивирования данных

Учебный процесс является очень информационно-ёмким бизнес-процессом. Объём выполненных заданий, выставленной посещаемости, пройденных тестов, полученных оценок нарастает очень быстро, и для каждого типа данных такого рода должен определяться срок их жизни в БД. Сквозная для всех модулей система архивации должна обеспечивать возможность очистки базы от устаревших данных и их перевода в архивное состояние с возможностью при необходимости временного поднятия этих данных из архива по авторизованному запросу (например, когда необходимо восстановить результаты тестирования определённого студента пятилетней давности).

4.1.4. Требования к стилю портала

Для образовательного портала должен быть проведён нейминг. Выбранное название портала должно быть благозвучным и запоминаемым и не противоречить функциональному назначению портала и корпоративной культуре ТГУ.

Портал должен иметь дизайн, использующий корпоративную символику ТГУ и выполненный в современном привлекательном стиле. Цветовое, шрифтовое решения, модульная сетка, система навигационных пиктограмм, размеры изображений должны быть разработаны изначально для всего портала и использоваться каждым из модулей в его составе. Допускается цветовое кодирование различных модулей.

Дизайн портала должен предусматривать эффективное использование рабочего пространства экрана в случае, если пользователь увеличивает размер окна. Дизайн должен предусматривать возможность в следующих версиях портала позволить пользователю настраивать размер экранных шрифтов и осуществлять выбор между несколькими стилевыми решениями ("skins"), а также администратору подстраивать внешний вид портала под определённые события, например, основные праздники.

Верстка портала должна предусматривать корректное отображение портала в следующих броузерах:

    Internet Explorer версии 5 и выше,

    Mozilla FireFox версии 1.5 и выше,

    Opera версии 8 и выше.

Портал должен выглядеть достойно и в том случае, если пользователь отключил загрузку картинок.

Должен быть разработан дизайн для печати страниц сайта, включая основные ведомости и отчётные формы.

4.1.5. Требования к режимам функционирования и надёжности системы

Режим функционирования - бесперебойно круглосуточно (за исключением согласованных периодов времени на выполнение регламентных работ по обслуживанию оборудования или программного обеспечения системы) с обеспечением технической поддержки в часы работы служб и подразделений ВУЗа.

Обеспечение работоспособности серверного оборудования и сетевого оборудования производится силами группы технической поддержки.

Надёжность создаваемой системы должна обеспечиваться:

    выбором отказоустойчивого оборудования и его структурным резервированием;

    использованием источников бесперебойного питания;

    выбором топологии телекоммуникационной и локальных вычислительных сетей, обеспечивающих вариантность маршрутизации потоков информации;

    дублированием носителей информации;

    использованием надёжной конфигурации операционной системы, системы управления базами данных и серверных приложений.

4.1.6. Перспективы развития, модернизации системы

В следующих версиях образовательного портала предполагается разработка:

    подсистемы поиска, сквозного для всех разделов и модулей портала;

    подсистемы помощи, интегрированной в портал и позволяющей получать помощь по каждой из доступных пользователю функций;

    полноценного модуля "Электронная библиотека" с алфавитным, тематическим каталогом и системой полнотекстового поиска;

    модуля "Методическая работа" с возможностью проектирования и визуальной отрисовки устройства учебного курса;

    модуля "Разработка образовательной программы", предоставляющего возможность ответственным за разработку образовательных программ описывать их в системе для последующей передачи этой информации модулю семестрового планирования;

    модуля "Семестровое планирование", позволяющего составлять семестровые административные учебные планы, организовывать выбор студентами курсов и окончательное распределение их по курсам;

    модуля "Расписание", возможно, с использованием логики оптимизации АВТОРасписания;

    ряда других сервисных модулей.

Аппаратно-серверное обеспечение должно обеспечивать возможность наращивания функциональных возможностей без изменения разработанного программного обеспечения, например, за счёт увеличения мощности серверов, пропускной способности локальной сети, перехода на кластерную организацию сервера баз данных, смены версии системного программного обеспечения.

4.2. Требования к функциям, выполняемым системой

В образовательном портале v1.0 должны функционировать следующие модули:

    "Обучение" (рабочие места для основных участников учебного процесса – студентов, преподавателей, визуализация графика прохождения курса, выдача и выполнение учебных заданий, текущий рейтинг студентов);

    "Форум" (дистантная коммуникация между участниками учебного процесса по вопросам учебного курса);

    "Сайты" (возможность студентам либо группам студентов создавать учебные сайты и публиковать на них материалы в качестве учебных заданий);

    "Электронное хранилище учебных материалов" (инфраструктура, предоставляющая возможность хранения учебных материалов другим модулям);

    "Тестово-тренинговая система" (возможность компьютерного тестирования, работы на различных тренажёрах и выполнения учебных заданий).

Подробное описание функций основных модулей системы оформляется в отдельных Технических заданиях на каждый модуль.

4.3. Требования к видам обеспечения

4.3.1. Требования к информационному обеспечению

Ядро и все модули образовательного портала v1.0 должны использовать единую базу данных, расположенную на одном или нескольких серверах баз данных.

Система должна предоставлять пользователю доступ к данным и функциям через Web-интерфейс, обеспечивая возможность работать с ней на любом компьютере корпоративной сети университета, а также через Internet. Система должна иметь трехзвенную архитектуру (сервер базы данных - сервер приложений – клиент) и полностью исключить настройку и обслуживание клиентских рабочих мест для работы с образовательным порталом.

Образовательный портал ТГУ должен иметь выделенное доменное имя третьего уровня, например, .

Информационная совместимость образовательного портала с другими информационными системами университета должна быть обеспечена путем стандартизации структуры и форм электронных документов университета.

4.3.2. Требования к программно-техническому обеспечению

Система должна обеспечивать функционирование в режиме 24x7 (бесперебойно круглосуточно).

В случае сбоев программного или аппаратного характера должно быть обеспечено восстановление данных, потерянных в результате сбоев для обеспечения продолжения функционирования системы с минимальными потерями времени.

Разрабатываемая система должна функционировать в существующей корпоративной сети Университета и обеспечивать возможность пользователям работать с ней как у любого компьютера, подключённого к корпоративной сети ТГУ, так и через Интернет.

Система должна быть совместима со всеми современными стандартами сетевого администрирования и сервиса.

Система должна представлять собой основу для создания единой информационной среды Университета и допускать возможность интеграции в свою структуру необходимых для дальнейшего развития элементов.

Система должна иметь резерв наращивания функциональных возможностей, не выходя за рамки принятой информационной модели бизнес-процессов Университета, характеристик технологической базы и специфических потребностей пользователей.

Система должна иметь возможность наращивания мощности информационного потока (объем и скорость обрабатываемой информации, интенсивность обмена данными, рост числа пользователей и т.п.) без принципиальной перестройки системы.

Всё программное обеспечение, используемое как самой разрабатываемой системой, так и в процессе её разработки, должно быть лицензировано к моменту запуска системы в промышленную эксплуатацию.

Для функционирования системы необходимо два выделенных сервера – СУБД и серверных приложений.

4.3.3. Требования к организационному обеспечению

Модули образовательного портала разрабатываются на основе функциональной модели процесса производства образовательных услуг. В случае организационной перестройки процесса и перераспределения функций между работниками Университета должна быть изменена функциональная модель и на ее основе переформированы функции и права доступа пользователей.

5. Состав и содержание работ по созданию системы

Техническое задание на каждый модуль, интегрированный в составе образовательного портала, разрабатывается и утверждается отдельно. Этапы и сроки работ по каждому модулю должны быть определены отдельным договором на разработку.

Основные подсистемы ядра образовательного портала v1.0 должны быть разработаны к моменту запуска портала в сентябре 2006 г.

6. Внедрение системы

6.1. Порядок контроля и приемки системы

Приёмка в эксплуатацию каждого модуля происходит комиссией в соответствии с планом работ по модулю, зафиксированному в отдельном техническом задании. После завершения этапа работ оформляется акт выполненных работ. После завершения опытной эксплуатации определенного модуля оформляется акт сдачи-приёмки модуля в промышленную эксплуатацию.

Приёмка образовательного портала v1.0 в эксплуатацию происходит по окончании разработки основных модулей и запуска сайта учебных курсов 30/70 и БФГ в сентябре 2006 г.

6.2. Требования на документирование системы

Ядро системы сопровождается следующей документацией:

    общее описание ядра системы;

    интегрированная модель данных подсистемы, выполненная в методологии IDEF1X.

Руководство программиста, руководство администратора и руководство пользователя для версии портала 1.0 не разрабатываются.

Программный код должен документироваться в степени, достаточной для понимания его устройства другими опытными программистами.

Каждый модуль, разрабатываемый в составе образовательного портала, может сопровождаться дополнительной документацией:

    общее описание модуля;

    функциональная модель модуля, выполненная в методологии IDEF0;

    модель данных, используемых модулем, выполненная в методологии IDEF1X;

    руководство программиста;

    руководство администратора;

    руководство пользователя;

    организационная процедура внесения изменений в логику и структуру данных модуля.

Точный перечень разрабатываемой документации утверждается в отдельном техническом задании на каждый модуль.

Пользователь не должен глубоко разбираться в логике модуля, но должен получить ясное и по возможности наглядное представление о логике бизнес-процесса, в котором участвует, какие функции и информация ему доступны, с кем и как он взаимодействует. Это же руководство должно быть интегрировано в интерфейс системы и доступно в виде электронной помощи по контекстным ссылкам.

В процессе разработки технического проекта образовательного портала и модулей АИСУ учебного процесса должен быть сформирован "стандарт ТГУ" в области разработки информационных систем. Он должен включать в себя:

    единый глоссарий терминов;

    правила и нормы описания технических заданий;

    правила схематизации автоматизируемых бизнес-процессов;

    правила прототипирования интерфейсов и разработки их функциональных макетов;

    единый набор принципов построения интерфейса, включая реакцию на ошибочные действия пользователей, систему подсказок и помощи, мастера выполнения сложных операций и т.д.;

    правила кодирования (наименование функций и переменных, комментирование кода, общая библиотека функций / классов);

    основной перечень программных средств, при помощи которых ведётся разработка (операционные системы, web-сервера, сервера приложений, базы данных, среды разработки);

    правила документирования разрабатываемых систем.

6.3. Требования к персоналу

Должна быть подготовлена группа администраторов для сопровождения серверов и сервисов образовательного портала. Группа администраторов должны обладать знаниями и навыками необходимыми для бесперебойного обеспечения работоспособности основных сервисов системы, настройки программной и аппаратной части системы, для классификации и устранения возникающих ошибок.

От пользователей системы требуется умение работать в web-интерфейсе. Обучение преподавателей и тьюторов для работы с сайтом, поддерживающим учебный процесс по 30/70 и БФГ, должно быть завершено к началу учебного семестра (01.09.2006 г.). Первичное обучение должно происходить до периода летних отпусков на разработанных функциональных макетах основных модулей портала.

  • Техническое задание на модуль «семестровое планирование» в составе образовательного портала тгу обеспечивающего учебными сайтами эп 30/70 и бфг (модуль «семестровое планирование» v 2 0)

    Техническое задание

    2007 г. «___» _______________2007 г. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на модуль «Семестровое планирование» в составе образовательного портала ТГУ , обеспечивающего учебными сайтами ЭП 30 /70 и БФГ (Модуль «Семестровое планирование» ...

  • Раздел i стратегические приоритеты развития тгу на 2010 – 2011 гг

    Задача

    Основного персонала, обеспечивающего учебный процесс, в... образовательной программе. 3. ТЗ на создание модуля «Образовательные программы V 1.0» портала ТГУ ; 4. ЭП по описанию образовательных ... 1. Составить Техническое задание на

  • Газета «Тольяттинский университет». 2016 год | Тольяттинский государственный университет

    http://site.tltsu.ru/media-tsu/TU/togliatti-university-2016/index.php

    Сведения об образовательной организации. Газета Тольяттинский университет 2017 год. Архив газеты Тольяттинский университет. Газета Speech’ka 2017 год. Газета Тольяттинский университет. 2016 год. 1 (639) 20 января. 2 (640) 27 января. 3 (641) 3 февраля. 4 (642) 10 февраля. 5 (643) 17 февраля. 6 (644) 25 февраля. 7 (645) 2 марта. 8 (646) 10 марта. 9 (647) 16 марта. 10 (648) 23 марта. 11 (649) 30 марта. 12 (650) 6 апреля. 13 (651) 13 апреля. 14 (652) 20 апреля. 15 (653) 27 апреля. 16 (654) 11 мая.

    Институты | Тольяттинский государственный университет

    http://site.tltsu.ru/about_the_university/departments

    Сведения об образовательной организации. Институт математики, физики. Институт энергетики и электротехники. Институт химии и инженерной экологии. Институт физической культуры и спорта. Институт финансов, экономики и управления. Сведения об образовательной организации. 2017 Тольяттинский государственный университет.

    Анонсы мероприятий ТГУ | Тольяттинский государственный университет

    http://site.tltsu.ru/activity/index.php

    Сведения об образовательной организации. Студенческое научное общество АСИ. Приглашаем студентов архитектурно-строительного института в студенческое научное общество. Грант на перевод научной статьи. С 1 декабря 2016 года по 1 апреля 2017 года объявлена Процедура на право получения гранта Тольяттинского государственного университета на перевод научной статьи, что даёт сотрудникам ТГУ возможность финансирования перевода оригинальных. Успеть получить фин.поддержку. VIII конкурс ТОЛЬЯТТИ ГОРОД МОЛОДЫХ.

    http://tltsu.ru/students/life-outside-of-school

    Сведения об образовательной организации. Студенческая хоровая капелла ТГУ. Федерация фехтования г.о. Тольятти. Танцевальный коллектив Сол Денс. Студия бального танца Успех! Хип-Хоп команда EPIDEMIC BEAT. Управление по воспитательной и социальной работе. 8594;Центр молодежного творчества. 8594;Специалисты по воспитательной работе института. 8594;Профком студентов и аспирантов. Управление по работе со студентами. Для проведения мероприятия в актовом зале, необходимо за 10 рабочих дней подать заявку.

    Мемориальный комплекс | Тольяттинский государственный университет

    http://tltsu.ru/memorial

    Сведения об образовательной организации. Памятный знак погибшим при взрыве автобуса. И благотворительный фонд «Духовное наследие» имени С. Ф. Жилкина. Планируют создание мемориального комплекса, включая:. Часовню Святой Татианы – покровительницы студентов. Памятный знак погибшим при взрыве автобуса в Тольятти 31 октября 2007 года, трое из которых были студентами ТГУ. Благотворительные пожертвования можно перечислить:. Заявления в бухгалтерию ТГУ на единовременное/ежемесячное. Внести средства по ведомости.

    ТГУ видео | Тольяттинский государственный университет

    http://www.tltsu.ru/videogallery

    Сведения об образовательной организации. Газета Тольяттинский университет 2015 год. Архив газеты Тольяттинский университет. Августовское совещание ТГУ 2016. Приёмная кампания ТГУ 2016. Семинар по проблемам метода акустической эмиссии. Сведения об образовательной организации. 2016 Тольяттинский государственный университет.

    Внеучебная жизнь ТГУ | Тольяттинский государственный университет

    http://site.tltsu.ru/students/life-outside-of-school

    Сведения об образовательной организации. Управление по воспитательной и социальной работе. 8594;Центр молодежного творчества. 8594;Специалисты по воспитательной работе института. 8594;Профком студентов и аспирантов. Управление по работе со студентами. Для проведения мероприятия в актовом зале, необходимо за 10 рабочих дней подать заявку. В (Г-231а каб.). Творческие коллективы при ТГУ:. Студия Хип-хоп Epidemic Beat. Танцеваьный коллектив Art.com. Танцевальный коллектив Fata Morgana.

    Новости ТГУ | Тольяттинский государственный университет

    http://site.tltsu.ru/sveden/news

    Сведения об образовательной организации. 8594; Архив новостей с 2008 года. Структура и органы управления образовательной организацией. Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. Стипендии и иные виды материальной поддержки. Вакантные места для приёма (перевода). Перевод на бюджет: весна 2017. Объявлен конкурс на переход студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, на вакантные бюджетные места. Перевод на бюджет: весна 2017. Без 5 минут управленцы. Тольяттинский г...

    Сделать справку для академического отпуска в Москве

    Поделиться